Курс - дизайнер Светлана Дудина: "Маршрут выявляет лучшего всадника!"

13 Октября 2019 в 15:38

Камера! Мотор! Дистанция двадцать шесть метров, поворот на 90 градусов, оксер и полицейский разворот.

Маршрут для конкуриста все равно, что фильм – для киномана. В памяти наверняка отпечатается основной сюжет, а некоторые связки и фрагменты останутся в памяти навсегда.

Курс-дизайн похож на написание сценария для фильма, и каждый маршрут – это законченная кинокартина. Всадник проходит по маршруту пешком, прежде чем преодолеть его вместе с лошадью, будто смотрит трейлер перед началом фильма. Все как в кино!

Светлана Дудина – курс дизайнер уровня три звезды. За ее хрупкими плечами – колоссальный опыт работы и в России, и за рубежом. Как это – быть и художественным руководителем, и тем, чьи действия определяют не только результат соревнований, но и чью-то судьбу?

 С.Д: «Работа курс-дизайнера в равной доле совмещает в себе и художественную, и математическую составляющую. Конечно, курс-дизайнер – это творчество. Я видела, как маршруты пятизвездочных Гран-при рождались за чашкой кофе и рисовались на салфетке! И это невозможно объяснить никакой математикой! Когда мы только начинаем работать над схемой, мы говорим о рисовании и дизайне. Мы прорисовываем линии и повороты и думаем о красоте. Курс-дизайнер воспринимает маршрут не только по отдельным связкам. Нужно представлять картину целиком, с момента, как лошадь делает первые темпы галопа до стартовых створ, до перехода в шаг после линии финиша. Маршрут должен быть драматичным и держать в напряжении и зрителя, и спортсмена. Максимальная концентрация и постоянная работа – на каждом из барьеров. На прошедших стартах Владимир Туганов блестяще проехал весь маршрут, но верхняя жердь последнего барьера все же упала. Драма! И никто никогда не может предсказать, сколько будет нулей! Когда начинается застройка, подключаются совсем другие знания. Это скорее геометрия, осязаемые процессы. Помимо ощущения пространства, необходимо понимание того, в какой момент лошадь сгибается после поворота и как выпрямляется, как толкается и как приземляется. Продумывается каждая деталь, каждый фрагмент»

«Маршрут – это лицо турнира! Он составляется в первую очередь для спортсмена, и слышать хорошие отзывы о моей работе очень приятно!» - делится эмоциями курс –дизайнер прошедших соревнований CSI 3* Светлана Дудина.

Участники турнира отмечали, что схемы маршрутов интересные и не очень сложные, однако, в перепрыжку попадали в среднем 10-15 процентов участников. Парадокс?

С.Д: «Для меня сложность маршрута включает три составляющих: дистанции, линии и габариты препятствия. Если каждый фактор будет трудным, маршрут станет непреодолимым. Это не нужно ни всадникам, ни лошадям, ни зрителям. Если повышать сложность только одной составляющей, маршрут не потеряет уровень и статус. Он останется технически трудным, но при этом будет понятным для спортсмена и простым для лошади»

21 маршрут, четыре из которых носили статус Longines Ranking. 12 000 прыжков, десятки участников – все это – о соревнованиях CSI 3* в MAXIMA PARK. Как строились маршруты? Чем руководствовался режиссер?

«С самого начала состав участников определяет уровень соревнований и диктует курс-дизайнеру, какую задачу нужно им поставить. Мы ориентируемся на опыт спортсмена и уровень лошади, а также на то, в каких соревнованиях всадник принимал участие раньше. Нельзя поставить слишком сложную задачу, или наоборот, слишком простую. В обоих случаях конкур будет неинтересным как всаднику, так и зрителям.

В маршруте должен присутствовать элемент обучения. Спортсмены готовятся к соревнованиям, тренируются и учатся решать задачи. На соревнованиях все, что предлагается к преодолению, должно быть понятно и в какой-то мере знакомо. Согласитесь, нельзя готовить ученика по программе пятого класса, а на экзамене предложить ему задачи десятого. Это ошибка! Маршрут должен помочь спортсмену определить направление дальнейшей работы, помочь понять, где есть недочеты, и сформировать план тренировок с учетом полученного на соревнованиях результата.

Важно, что если на одном барьере всадник совершает ошибку, у него есть время и возможность ее исправить. Еще один аспект, определяющий сложность маршрута – комбинации. На одинаковой высоте с одинаковыми дистанциями может быть изменен порядок препятствий в связке, и это определит уровень сложности. Например, связка система после проезда сложнее, чем проезд – после системы. Но какую бы задачу мы бы не ставили, и у лошади, и у всадника должна быть уверенность в том, что маршрут им по плечу. А уверенность в своих силах – это шаг вперед!»

Трудно предугадать, какие фильмы будут востребованы завтра, а какой режиссер будет в фаворе. Но из года в год совершенствуются технологии, позволяющие добавлять спецэффекты в фильмы. Меняются и тенденции в курс-дизайне. Что модно сегодня? Какие маршруты – самые зрелищные?

С.Д: «В момент, когда соревнования по конному спорту перенеслись в манеж, началась трансформация процесса создания маршрутов. Они стали более «плотными»: препятствия стоят все ближе, а приземление после одного прыжка ложится в основу отталкивания на следующем. И это делает конкур более зрелищным и интересным. Тенденция перенеслась и на открытые поля. Старые правила и законы курс-дизайна больше неинтересны. Зрителю хочется видеть красивые линии, а всадникам – решать интересные задачи.

С каждой новой ставкой улучшается качество лошадей. Они становятся сильнее и техничнее, маршруты адаптируются под их возможности. Очень много хороших лошадей! И в один момент успех стал в большей степени зависеть от мастерства всадника. Представьте: две одинаковых «Феррари». И победа в гонке – только в руках пилота. Постановка маршрута должна выявить лучшего из всадников. Конечно, эта формула работает только в том случае, если уровень лошадей действительно схож. В противном случае, это превратится не в противостояние мастеров, а в соревнование «Феррари» и «Жигули». В таком случае качество машины помогает больше, чем уровень пилотирования»

дудина1.jpeg

Соревновательный элемент – обязательная часть любого турнира, но все стюарды и курс-дизайнеры в один голос говорят о благополучии и безопасности. Безопасность – то, о чем беспокоился курс Олаф Петерсен, создавший квалификационный маршрут на «Токийском Туре» в MAXIMA PARK.

О.П: «Я всегда стараюсь поставить безопасный маршрут. Да, могут быть сложности, например, на водных препятствиях, но честно, если лошадь наступит на канаву, ничего плохого с ней не случится! Препятствие безопасно, и даже прыжок в середину бассейна не вызовет травм. Да, на маршрутах могут быть повалы, но мы делаем все, чтобы избежать серьезных падений, опасных ситуаций!»

  О благополучии лошадей говорит и Светлана Дудина.

C.Д: «Я видела, как лошади прыгают сердцем. Как они стараются и выкладываются. Такое старание и желание не может возникать из-за страха перед препятствием. Мы не имеем права поставить такую задачу, которая будет непосильна и опасна»

На каждом турнире есть барьер, который «собирает» наибольшее число штрафных очков. Тройник, канава, система – каждый раз - новый камень преткновения.

C.Д: «Трудность при преодолении барьера возникает лишь тогда, когда задача поставлена впервые. Лошадь не прыгает заложения? Вина человека! Нельзя наказывать лошадь за то, что она не делает того, чего не умеет! Говоря об обучении, вспоминаю опыт работы на соревнованиях в Европе. После преодоления маршрута всадникам предлагалось перепрыгнуть Ливерпуль над канавой. Это препятствие не шло в зачет, а стояло лишь для того, чтобы спортсмен мог научить лошадь преодолевать такой барьер в стартовых условиях.

На сложность и безопасность маршрута может влиять и цвет барьера. Сейчас проводится все меньше исследований о том, распознают ли лошади цвета, но факт того, что палитра имеет значение, неоспорим! Например, бело-розовые жерди совсем неконтрастны, а если барьер стоит на светлом кварцевом песке - он становится невидимым. Лошадь не может сфокусироваться на нем, поэтому ставить большой и сложный оксер в таком цветовом сочетании опасно! Конечно, если поставить весь маршрут в одинаковой красно-белой гамме, это будет неинтересно для зрителя. Поэтому задача – найти баланс и учесть особенности восприятия и лошади, и тех, кто следит за соревнованиями с трибун».

774292_405922899498748_1096800277_o.jpg

Камера, мотор! Препятствия поставлены, высота выверена. Работа курс-дизайнера завершена и спортсмены вступают в борьбу за славу, почет и призовой фонд. Что обеспечивает успех? Сегодня основная, интересующая российскую конную общественность персона – Ахмад Сабер Хамшу, спортсмен из Сирии. Он забрал золото основных маршрутов прошедших соревнований CSI 3*. Можно ли объяснить успех сирийца с позиции курс – дизайнера?

«Я помню, как мы обсуждали с Фредериком Коттье причины неудачи наших всадников, - рассказывает Светлана Дудина,- на мастер-классе присутствовали очень сильные всадники, но в глаза бросалось то, что у них нет большого европейского опыта, и многие задачи им плохо знакомы. Видна изоляция россиян от центра конного Мира. Руководители Сирийской федерации, несмотря на сложную ситуацию в стране, думают о развитии спорта, приглашают именитых европейских тренеров и курс-дизайнеров. Спортсменам из арабской республики рассказывали, как решать такие задачи. Но будем честными. Всадники стран ближнего востока базируются отнюдь не на родине. Франция, Бельгия, Нидерланды – здесь кипит конная жизнь, сюда и привозят лошадей спортсмены. Тренируясь и выступая в Европе, Хамшу приобрел большой европейский багаж знаний и умений, именно он сказался на итогах соревнований. Ну и нельзя отрицать фактор удачи и огромный запас мотивации. Наши спортсмены способны достигать столь же высоких результатов! Но успех не делается в два или три дня, это долгий процесс. Важно отправлять наших ребят на стажировку в Европу и привлекать иностранных специалистов сюда. Тогда процесс войдет в правильное русло!»

Стоп, снято! Режиссер складывает рулетку в сумку и идет творить дальше. Всадники уезжают домой исправлять ошибки, а зрители – ждать новых соревнований