Интервью с Пьером ле Гупель

25 Июня 2021 в 15:23

Пьер ле Гупель – французский курс-дизайнер, который будет работать на международных соревнованиях по троеборью в Maxima Park (22 – 25 июля). Мы встретились и поговорили с Пьером о начале его карьеры, ключевых навыках курс-дизайнера и даже немного о Формуле-1.

Как вы начинали свою карьеру?

Я начинал с участия в соревнованиях, затем был организатором, а потом занялся курс-дизайном, которым занимаюсь уже 25 лет.
Сюда в Maxima Park я впервые приехал три дня назад. Мне показали всю территорию парка, пространство, которое я могу использовать для построения трассы. Первой задачей для меня стало изучить место проведения соревнований, посмотреть, есть ли связь между разными частями кросса. Здесь две абсолютно не похожие друг на друга части трассы: нижнее олимпийское поле и дальнее поле.

Расскажите, пожалуйста, что такое курс-дизайн? И почему он важен?

Курс-дизайн похож на постройку дома, а курс-дизайнер похож на архитектора.
Он должен изучать особенности окружающей среды, следовать правилам построения трассы. Есть определенные ограничения по скорости, дистанции, количеству прыжков и барьеров.
Курс-дизайнеру важно создать такой маршрут, который давал бы всаднику определенные знания, бросал ему вызов и в то же время был безопасен как для лошадей, так и для людей.

Назовите ключевые навыки курс-дизайнера

Во-первых, курс-дизайнер должен иметь навыки опытного всадника, хорошо знать поведение лошади и уметь адаптировать маршрут под коня. Ему необходимо предугадать поведение лошади и ставить задачи не только соответствующие правилам, но и подходящие уровню всадников.
Во-вторых, курс-дизайнер должен адаптировать правила под место проведения соревнований, и наоборот.
Соревнования – это важный опыт и большой шаг как для всадников, так и для лошадей. Даже если вы сделаете ошибку, то все равно многому научитесь.

Насколько создание трассы – это творческий процесс?

Курс-дизайнер должен думать как лошадь, знать её реакции и предугадывать различные варианты развития событий. Представьте, что у вас есть комбинация препятствий на небольшом участке: как система, состоящая из элементов A, B, C, D. То, каким образом лошадь пройдет первое препятствие, первый элемент системы, влияет на прохождение всей трассы. Особенно сейчас, потому что задача, которую мы ставим, требует точности: вы должны уметь преодолевать узкие препятствия, должны уметь проходить углы 50 градусов, водные препятствия, банкеты вниз и вверх, канавы, очень «открытые» препятствия. От этого зависит успех как всадника, так и лошади.
Во Франции в начале 20 века проводился турнир школы Cadre Noir, элементом которого были прыжки лошадей через сервированный стол в то время, как за ним сидели люди. Зрители были в восторге. Позже лошади стали прыгать через отдельно стоящие стулья. Угадайте, что происходит сегодня? Лошадь прыгает через одиночные столбики, диаметр которых 10 см.
Дело не только в навыке управления лошадью, но и в натренированности и выезженности.
Пару лет назад практиковались прыжки через пугающие препятствия: большие банкеты, канавы, засеки – все очень большое. Это, конечно, осталось, но вертикальные столбики ушли в прошлое. Однако есть узкие барьеры, системы препятствий, для прохождения которых необходима та же точность, как для преодоления препятствий пятизвездочных соревнований Гран-при с высотой 160 см.

К каким соревнованиям вы готовите трассы сейчас?

Через месяц здесь в Maxima Park будут проходить соревнования, и самая сложная программа на них – это «три звезды длинный формат». Дистанция может быть 4400-4500 метров, скорость - 550 метров в минуту, 30-35 прыжков (одиночных или в системе). В некоторых местах нужно будет ускоряться, чтобы перепрыгнуть препятствия, в других - идти медленнее и контролировать направление лошади.
Моя работа – предвидеть все это. Задача, которую я ставлю всадникам, должна быть соизмерима их возможностям. Я не должен их переоценивать.

Как соотносится сложность маршрута с уровнем подготовки всадника?

Существует несколько категорий, для каждой из которых участники должны пройти определенную квалификацию. Курс-дизайнер так располагает препятствия, чтобы всадники прошли маршрут чисто. Если ни один из всадников не справится с этим, то никто не сможет победить. А это не то, чего бы хотел курс-дизайнер.
Необходимо, чтобы большинство участников соревнований прошло маршрут чисто и без штрафных очков. Если никто этого не сделает, ты попадешь впросак. У меня есть некоторые опасения по этому поводу, так как я не знаю участников этих соревнований.
Для меня главное, чтобы мои трассы не были слишком простыми, иначе они не будут соответствовать стандартам, ведь, если маршрут слишком легкий, то участники просто квалифицируются на следующий уровень.
После успешного прохождения простой трассы всадники будут восхищаться своим результатом, а потом они не квалифицируются на более высокий уровень. Получается, вы им лжете, так как они не заслуживают эту квалификацию, потому что прошли слишком легкую трассу.

Вы работали в разных странах, в какой вам понравилось больше?

Надеюсь, что через месяц я смогу сказать – «Россия!». У меня был опыт работы в разных странах, и, как правило, меня хорошо принимали, я со многими находил общий язык. Однако появлялись и недоброжелатели. Я требователен к людям, с которыми работаю, потому что я очень целеустремлённый и всегда стараюсь выполнить свою работу максимально качественно.
Но есть места, в которые я не хотел бы возвращаться: те места, в которых не происходит никакого прогресса. Они хотят быть локальными чемпионами и не стремятся завоевать лидерство на уровне континента или даже страны. Такой подход к работе мне не нравится. Я люблю людей, которые борются за то, чтобы стать лучше.
У меня широкая география работы: Южная Америка, Азия, Индия, Северная Америка, Европа.
Таким странам, как Россия, Казахстан, Япония, Китай, нужно развивать конный спорт. Поэтому нам нужны такие места, как Maxima Park, и мероприятия, как Чемпионат Евразии, чтобы достигать высот.
Но что Россия может сделать одна, если страны вокруг не достигли того же уровня. Российские всадники часто выигрывают, потому что не имеют достойных конкурентов в своей группе стран. Конечно, она может участвовать в международных чемпионатах, чтобы быть более компетентной в таких соревнованиях. И этого будет легче добиться, если она будет участвовать в соревнованиях со странами-соседями.

Вы можете сравнить ваши трассы с трассами гонок Формулы-1?

Сложно сказать, так как это разные виды спорта. Они отличаются хотя бы тем, что в Формуле нет прыжков. Но они схожи по траектории. Хорошая трасса Формулы-1 состоит из прямых участков и поворотов. Перед поворотом машины замедляются, чтобы в него войти, после – ускоряются. На поворотах у них есть пространство, чтобы при неудачном заходе никто не пострадал и было место для маневров.
По аналогии курс-дизайнер должен знать, по какой траектории может пойти лошадь. Когда он готовит трассу, он должен хорошо знать ландшафт и грунт места проведения соревнования. А также оценить, сможет ли лошадь пройти все повороты, и выбирать те, с которыми она справится. Никто не хочет навредить лошади. Основная цель – сохранить ее здоровье, чтобы она достигла высот и получила опыт.
Хорошей лошади высокого уровня в среднем 11-12 лет. И если трасса, спроектированная курс-дизайнером, навредит лошади до 10 лет, то это будет его личный провал. А некоторые троеборные лошади выступают на самом высоком уровне и в 18 лет.
Необходимо быть внимательным к тому, что предлагаешь участникам соревнований. И чем больше уделяешь внимания месту проведения соревнования, тем большему научатся всадники и тем привлекательней будет турнир для зрителей.
Это и есть движение в лучшую сторону.

Над материалом работали: Виктория Абрамова, Екатерина Кукрина, Аревик Новикова, Елена Кутыркина, Мария Лепешкина, Екатерина Свиридова, Федор Хохряков.