Эволюция КЮРов

09 Апреля 2021 в 16:20

Судьи Аксель Штайнер и Энн Гриббонс —  члены судейского корпуса американской федерации конного спорта. Они обсуждают прошлое, настоящее и будущее КЮРов.

MTQ0NzkwODIxODgzMjI1NzQ3.jpgМнение Акселя Штайнера

Аксель Штайнер — судья по выездке 5* с 1988 года. Он судил множество Кубков мира и другие международные соревнования по всему земному шару. Сейчас Аксель является действующим судьёй Федерации конного спорта Соединённых Штатов Америки (USEF) уровня S, тренером и экзаменатором программы для судей, а также практикующим врачом. В настоящее время Аксель живёт со своей женой Терри Миллер в Лейк Сан Маркос, штат Калифорния.

КЮРы — это то, что делает выездку интереснее для зрителей и привлекательнее для спонсоров. Считается, что именно благодаря произвольной программе выездка все ещё входит в программу Олимпийских игр.

Чтобы сохранить развлекательный компонент, нужно давать всадникам возможность креативно подходить к выступлениям. Появляется парадокс: с одной стороны, нельзя уменьшать творческую составляющую произвольной программы, а с другой — нужно объективно оценивать также техническую составляющую езды и думать о качестве выездки.

Судейство КЮРов

Судьи — это тоже зрители! Они хотят, чтобы им было интересно, хотят видеть новое и весёлое.

аржаева.jpeg
Международные соревнования по выездке в MAXIMA PARK. Фотограф: Татьяна Немова

Судье должно нравится то, что происходит на поле, ему тоже будет приятно щёлкать пальцами, притопывать ногами под стильную композицию, улыбаться и думать: «Как классно исполнен элемент!»

Если такого не происходит, всадник не меняет схему езды, сохраняет старую музыку, то судьи начинают скучать, а от этого прекращают улучшаться оценки.

Судьи хотят видеть гармоничное исполнение, в котором сочетается красивая осанка лошади, правильная подготовка и уверенная посадка всадника. Спортивная пара не должна пытаться сделать что-то, что им не под силу. Чрезмерное старание влияет на гармонию и артистичность, а это в свою очередь влияет на технику исполнения.

Красота КЮРа заключается в том, чтобы пара могла не просто проехать под музыку, а исполнить танец, это и оценивается в графе «выбор музыки и её интерпретация».

Задача всадника — не просто проехать под композицию, которая нравится, а выбрать такое музыкальное сопровождение, которое подойдёт лошади. Скажем, если вы подберёте коня ростом 182 см детскую песню в классической аранжировке, то в глазах судей и зрителей КЮР не будет выглядеть гармонично. А произведение Вагнера окажется слишком грубым и тяжёлым для маленького араба.

Музыка для одной езды не должна быть из разных стилей и жанров. Например, классика, рок-н-ролл и кантри в одном КЮРе — плохое решение, которое не поможет вам получить высокий балл за артистичность.

Существует много прекрасных музыкальных композиций, которые можно использовать в своих программах. Современные технологии сейчас позволяют самостоятельно выбрать и отредактировать музыку. К тому же, сейчас можно воспользоваться услугами людей, которые профессионально занимаются музыкальным сопровождением.

Хорошую систему оценки использует Федерация выездки Соединённых Штатов Америки (USDF): музыкальное сопровождение и его интерпретация разделены на две разные оценки, в то время как в системе оценивания FEI они объединены в одну.

стоянова.jpeg
Международные соревнования по выездке в MAXIMA PARK. Фотограф: Виктория Федулова

Оценка за музыкальное сопровождение отражает сочетаемость музыкальных фрагментов, объединённых в одну композицию, а оценка за интерпретацию показывает, насколько всадник хорошо использует тот или иной музыкальный отрывок для того, чтобы выделить им элемент.

Оценивая композицию и её интерпретацию, судьи должны представить, что и как делает пара буквально с закрытыми глазами, слыша только музыку. Если музыка представляет из себя простую фоновую композицию, которая не меняется и не имеет никаких выразительных моментов, то это не будет оценено высоко.

Качество оценивания КЮРов достаточно высокое. Если вы посмотрите на результаты основных турниров, то увидите, что иногда результаты участников произвольной программы в итоговых протоколах «плотнее», чем в классических схемах.

Судейство КЮРов более беспристрастное. Судьи стали шире мыслить, они больше знают о музыке и о том, как её можно интерпретировать.

В предыдущие годы специалисты были более субъективны в оценивании музыкального сопровождения. Один член жюри мог воспринимать только классическую музыку, другой любил определённое классическое произведение, однако подобные взгляды остались в прошлом.

Развитие КЮРов

В 80-е годы, когда произвольная музыкальная программа только начала появляться, выездковое сообщество было очень консервативным. Бытовало мнение, что музыка снизит значимость качества езды и превратит выездку в цирк.

Первоначально идея КЮРа заключалась в том, чтобы ехать под одно музыкальное произведение.

Аксель вспоминает: «Я был судьёй на Финале Кубка мира по выездке в Нидерландах и стал одним из свидетелей попыток усовершенствовать и изменить музыкальное сопровождение. Свен Ротенберг, победитель того года, адаптировал всем известный музыкальный отрывок под пируэты, что вызвало негодование в консервативном выездковом сообществе. Как только этот молодой человек посмел испортить прекрасную музыку и сделать так, чтобы она подходила ему по темпу? Этот случай положил начало моде на изменение композиций, что сделало произвольную программу более увлекательной и повысило стандарты музыкальной интерпретации».

гал.jpeg
Эдвард Гал и Тотилас

Консерваторы были категорически против использования вокальных партий в сопровождении, объясняя это тем, что вокал уже сам по себе является интерпретацией музыки. КЮР превратился бы в переосмысление переосмысления. Однако эта точка зрения не прижилась, и вокал всё же используют в КЮРах для того, чтобы передать настроение.

Анки ван Грунсвен была в числе первых, кто сделал программу, в которой вокальные партии являлись элементами КЮРа. В её музыке использовалось множественное наложение, а в одном из переходов использовался вокал самой Анки.

Забавно использование вокала в КЮРе Роберта Довера: в момент финальной остановки на средней линии звучала фраза «Ну вот и всё!». Члены жюри не ожидали такого эффекта, настроение у судей сразу же поднималось, и кажется, это повлияло на оценку за артистизм.

Перемены

FEI говорит о том, что нужно убрать субъективную составляющую в оценивании артистичности в КЮРах. Судьи объективны в оценке техники, а вот прозрачность оценки артистичности не столь однозначна.

Некоторые считают, что судьи могли бы более точно оценивать сложность программы, если бы спортсмены заранее предоставляли схему езды. Коллегия заранее оценивала бы все схемы и выявляли среднюю сложность, на которую потом смогли ориентироваться во время езды.

Система напоминает оценивание дайвинга, где каждое погружение имеет определённую степень сложности. С другой стороны, если спортсмены станут предоставлять схему произвольной программы заранее, это лишит их свободы изменять схему «на ходу».

Ещё одна идея заключается в том, чтобы позволить специальной компьютерной программе оценивать то, насколько лошади подходит музыка. Компьютер будет давать оценку музыкальной «фразе» и в это же время оценивать, насколько эта «фраза» подходит лошади. По мнению судей, эта система также лишит всадников свободы в КЮРе.

шарлот.jpeg
Шарлот Дюжарден и Валегро на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро-2016

FEI продолжает прорабатывать идеи, чтобы в будущем объективно решать вопрос о распределении медалей на Олимпийских играх и других крупных турнирах.

Аксель Штайнер: «Так как эти решения сыграют большую роль в развитии КЮРов, я не возражаю против того, чтобы оценка степени сложности стала объективнее, и согласен с автоматизацией некоторых процессов.

Однако я не думаю, что введение подобных систем будет полезно для национальных турниров и небольших международных соревнований, так как мы снова рискуем ограничить творческую составляющую произвольной программы. Компьютерные программы слишком сложные и дорогие, и я просто хочу убедиться в том, что ими не будут злоупотреблять. Мне хочется, чтобы люди получали удовольствие от КЮРов, творили и улыбались».

Цена развлечения на соревнованиях национального уровня

Аксель Штайнер: «Зрители хотят быть вовлечены в процесс, однако продолжительность концентрации внимания достаточно коротка. Мои предложения по увеличению вовлечённости могут быть в какой-то мере неуместны и спорны, но вот что я предлагаю. Нужно сократить количество обязательных элементов: пока всадник выполнит все обязательные движения, для творчества останется не так уж и много времени. Вместо того, чтобы вгонять спортсменов в рамки, мы можем дать им возможность по-настоящему творить и выражать себя.

Я бы также не возражал против уменьшения площади плаца, чтобы езда была бодрее и динамичнее. Сейчас схемы настолько длинные, что ты уже забываешь, что было в начале. Зритель предпочел бы не видеть одинокий манеж 20 на 60 и бесконечные 20-метровые вольты. В схемах FEI достаточно много интересных элементов и связок, на которые интересно смотреть.

Выездка заслуживает более высокого внимания от зрителей, рекламодателей и даже от телевидения, это же замечательный вид спорта, однако, чтобы продвигать его, мы должны думать и о развлекательной составляющей. Пусть КЮР будет площадкой для творчества!
Самый интересный КЮР, который я видел, создал Георг Теодореску. Он выступал под симфоническую сказку для детей «Петя и волк», написанную Сергеем Прокофьевым, и это было по-настоящему захватывающе. У Георга был прекрасный музыкальный слух, и он был потрясающим спортсменом на великолепной лошади, пара быстро подстраивалась под темп музыки».


MTQ0NzkwODIxODg2MzcxNDc1.jpgИнтервью Энн Гриббонс — судьи уровня 5*, работавшей на Финалах Кубка Мира


Почему Кубок Мира FEI существует?

Энн Гриббонс: Организаторы Кубка мира с самого начала продвигали идею музыкальных произвольных программ, чтобы показать выездку с наилучшей стороны. Пары со всего мира приглашаются для того, чтобы соревноваться индивидуально, а не в составе команды, в атмосфере ежегодного турнира.

Много лет назад, когда в программе соревнований не было КЮРов, Вольфганг Ниггли из Швеции был председателем комитета по выездке FEI. Он всегда говорил, что когда всадники выступают под музыку, они расслаблены и из-за этого едут лучше. Он-то и ввёл КЮРы в программу соревнований. Однако, на международных турнирах эти езды появились не сразу.

Я помню момент, в который было предложено включить КЮР в программу Олимпийских игр. Идею поддержал Эрик Летте, который тогда был председателем комитета по выездке FEI. Он считал это важным для того, чтобы сохранить интерес к выездке у зрителей. Помню, что кто-то в нашей компании посчитал эту идею радикальной, но я поддержала Эрика, так как мне самой нравились музыкальные программы.

pvh-160811-rio-8606-.jpeg
Патрик Киттель и Дежа

Юп Бартлес — влиятельный функционер из Нидерландов, он включил КЮР в программу международных соревнований — в Финал Кубка Мира, в 1985 году. Позже Летте и комитет по выездке включили КЮР в программу Олимпийских игр.
КЮР – жемчужина выездки, эта программа привлекает много зрителей. Кубок Мира был первым шагом в становлении КЮРа в качестве «изюминки» турниров по выездке, введение произвольной программы послужило толчком для популяризации вида на Олимпийских играх. Лично я очень жду КЮРы на каждом старте!

Какими специальными навыками должен обладать судья, который оценивает КЮРы?

ЭГ: FEI и Федерация конного спорта Соединённых Штатов Америки сконцентрированы на проведении семинаров по судейству произвольных программ, так как КЮРы становятся всё более популярными. Судейство этого вида программы имеет свои чёткие и строгие правила, так что судьи должны быть очень опытными. Техническое исполнение, конечно же, очень важно, именно поэтому мы проводим большое количество семинаров, на которых обучаем судей.

Судьи, имеющие музыкальный слух, лучше понимают, насколько хорошо лошади подходит выбранная композиция. Если судья — меломан, или у него есть музыкальное образование, то ему будет легче в судействе КЮРов. Также судьи должны быть готовы принимать разные музыкальные жанры, тогда оценка будет объективной.

На что вы обращаете внимание, когда сами выступаете в роли судьи?

ЭГ: Я обращаю внимание на технические требования, которые являются важной частью выступления — нужно ли мне оценивать все попытки выполнить один и тот же элемент, или же я могу выставить среднюю оценку за все выполненные элементы.

Мне необходимо работать в режиме мультизадачности, ведь помимо технических оценок, мне надо обращать внимание и на артистизм пары.

На Кубке мира и других международных соревнованиях судье необходимо постоянно держать в голове свою оценку за артистичность, так как она проставляется самой последней. Мы должны проставить все оценки до того, как пара покинет манеж. Это, конечно, добавляет нервозности, потому что в конце езды у нас очень много работы — судья и читчик должны внести все оценки в специальную программу за минимальное количество времени.

верт.jpeg
Изабель Верт и Белла Роза на Чемпионате Европы по выездке в Роттердаме. Август 2019

Уровень сложности и хореография связаны между собой — хореография должна быть плавной и логичной, иначе судье будет сложно оценить выступление. Если лошадь летает по манежу, как осенний лист, судье становится трудно воспринимать выступление, и он не может предугадать, какой элемент сейчас будет исполняться. Езда должна подходить паре, выглядеть плавной и сбалансированной, всадник должен задействовать всю площадь манежа.

Если всадник делает больше, чем предполагает тест, и выполняет элементы хорошо, то он получит высокую оценку за сложность от судьи. Если хореография окажется слишком сложной для пары - судьи увидят, что элементы и связки даются дуэту с трудом, то общая оценка за технику и артистизм будет низкой.

Лично я очень люблю судить произвольные программы, ведь я люблю музыку, и сама много выступала в КЮРах. Но этот опыт не облегчает мне задачу во время судейств!

Какие изменения нас ждут в оценивании КЮРов?

ЭГ: Оценивание сложности выступления всегда было камнем преткновения. Сейчас оценка выставляется в самом конце вместе со всеми оценками за артистизм. Катрина Вюст, пятизвёздочная судья из Германии, создала программу для более точной оценки этого критерия — программа потребует от спортсменов предоставлять схемы КЮРов заранее. На каждой схеме будет выставлена средняя оценка за сложность, основанная на хореографии. Судьи будут знать, какой элемент и какая связка следуют друг за другом. Если исполнение будет хорошим, то пара сможет получить оценку выше средней, если же что-то не удастся, то оценка, соответственно, будет ниже.

Зрители смогут следить за схемой, которую предоставит спортсмен, ровно также, как делается в фигурном катании и гимнастике.

Мне кажется, что эта задумка поможет поддерживать интерес к КЮРам и сделает их даже интереснее, поскольку это лучше определяет уровень сложности, а если спортсмен почувствует, что может сейчас «рискнуть» и пойти ва-банк, это никак не ограничит его в свободе выбора действий.

2021-04-09 16.34.48.jpg
Анки ван Грунсвен и Салинеро на Олимпийских играх в Пекине-2008.

Однако для меня мастером КЮРов всегда была и сейчас остаётся Анки ван Грунсвен из Нидерландов. Она может выступать на любой лошади, под любую музыку, создавая один КЮР за другим. Её интерпретация музыки безупречна, Анки никогда не упустит музыкальный переход и использует его себе на пользу. Мне доводилось не раз оценивать её выступления и каждый раз она удивляла меня!

Если вы видите, что сейчас будет выступать Анки, вам лучше отложить все свои дела и полностью сосредоточиться на её езде!