Открытое письмо членам Федерации конного спорта России

03 Апреля 2022 в 13:37

(Вспоминая народную мудрость: «На чужом горбу…»)
В Комитете по выездке планируют номинировать Ольгу Олеговну Соболеву на «лучшего тренера по выездке» – за ее «мега-успехи» на поприще воспитания российских спортивных звезд.  

У меня, например, сразу несколько вопросов:

Вот Александра Максакова – тянула юношескую сборную России вперед, была ее лидером. На тот момент ее тренировала легендарная Анке ван Грюнсвен, олимпийская чемпионка. При чем тут Соболева и почему она лучшая?

Или Агата Захрабекова – благодаря ее высоким результатам сборная России получила «бронзу» на Чемпионате Европы в Испании. Тренирует спортсменку – как и ее не менее известную сестру Карину - мама, талантливая Ирина Захрабекова. Почему Соболева лучшая?

Есть еще, например, Анастасия Волкова, которую тоже тренирует мама – мастер спорта Элона Волкова, уважаемый в конной среде профессионал. Настя, как мы помним, вошла в дюжину лучших всадников Европы в категории U-25. Почему Соболева – лучшая?

Вспомним и Анну Гусейнову, которая в 2016 году завоевала золото Чемпионата Европы. Аня тренировалась в Германии, Бельгии, Голландии. В том числе – у тренера всадников уровня Гран-при Аделинды Корнелиссен. Почему Соболева – лучшая?

В разные годы за детскую сборную РФ ярко выступали Жогины, Русаковы, Аристовы, Аржаева. Список можно продолжать. Все они стали «сборниками», уже будучи сформировавшимися всадниками, над которыми основательно поработали опытные тренеры. Почему же при этом Соболева – лучшая?

ВЫВОД: потому что Ольга Олеговна решает и выбирает, кому быть (или не быть) в молодежной выездковой сборной страны. Имеет такие полномочия как государственный служащий. Тогда – она не лучший тренер, а лучший «комплектовщик» сборной. Но это, согласитесь, совершенно разные вещи.

Считаю, что присваивать чужие достижения в спорте – сродни плагиату. Это унижение для тех, кто действительно добросовестно и самоотверженно делает свою работу и добивается результатов. Это неуважение к труду других тренеров, это им звонкая увесистая пощечина. Это то, что тянет наш спорт вниз, не дает ему развиваться.

Но вот что удивительно! Комитет по выездке – «горой» за старшего тренера. «Железобетонный» аргумент– «ее невозможно никем заменить, нет подходящих кандидатур». Странная и крайне близорукая, безответственная позиция! Посмотрите вокруг! Захрабекова, Принцева, Меркулова, Дорофеева и многие другие – разве они не умеют воспитывать чемпионов?

Но Комитет по выездке упорно стоит на своем: Соболева - лучшая! И точка! А почему, в таком случая, не выбирать среди государственных тренеров региональных сборных, которые тоже выбирают сборную - только региональную? Давайте выбирать между «выборщиками»! Это я еще могу понять.

Напоминаю в очередной раз! Только за прошлый год Ольга Олеговна неоднократно оказывалась в ситуациях, несовместимых, на мой взгляд, со статусом старшего тренера:

- была в числе тех, чей голос оказался решающим при вынесении ФКСР вердикта отказаться от базовой части российской программы международного проекта FEI по развитию выездки для стран Евразийской Ассоциации конного спорта. Даже по мнению FEI, это стало крайне самонадеянным и непродуманным решением, поскольку выездка в России развита недостаточно.

- сочла лично для себя возможным, тем не менее, участвовать в проекте в качестве тьютора FEI для спортсменов других государств.

- сумела за время тьюторства в рамках проекта так «демотивировать» всадницу из Ирана, что та написала об этом письмо в FEI и порывалась раньше времени уехать на родину.

- еще один весомый факт в «копилку промахов» старшего тренера - допинг-скандал и лишение всей нашей молодежной сборной по выездке первого места и золотых медалей Молодежного первенства Евразии. Это одно из следствий отказа от участия в вышеупомянутом проекте развития выездки для России под эгидой FEI. Проект включал в себя не только спортивные тренировки, но и теоретические занятия на знание антидопинговых, ветеринарных и прочих правил и процедур, обязательных для изучения, понимания и применения всадниками и другими ответственными лицами в конном спорте.

Ольга Олеговна - старший тренер молодёжной сборной России по выездке с 2003 года. Почти 20 лет – срок более чем достаточный для демонстрации результатов. На мой взгляд – они преимущественно отрицательные. В том числе и потому, что ее работа с молодежью никак не влияет на пополнение рядов взрослой сборной команды страны. Там нет ни одного спортсмена из «молодежи» Ольги Олеговны! Так же не могу назвать ни одного яркого тренера, которого бы воспитала г-жа Соболева.

Финальная ремарка. По моему глубокому убеждению, госпожа Соболева исчерпала лимит доверия и не может быть ничьим персональным тренером. Только тогда возможно рассчитывать на какую-то непредвзятость с ее стороны.

Наш конный мир очень восприимчив к происходящему. Искушенные в спорте профессионалы прекрасно понимают, и я уверен в этом, что в данном случае «место красит человека». Не будет ключевого места – не будет и «обожания». Хороший человек – это не профессия, при всем уважении к Ольге Олеговне.

Что же касается Комитета по выездке в целом, то, полагаю, там уже назрела необходимость решительных качественных перемен. Критически мало представителей региональных комитетов, профессионалов. Сложилась ситуация со взаимозависимостью и плотным переплетением личных интересов. Можно предлагать сколько угодно этических кодексов, но общую картину они, похоже не изменят. Обратите хотя бы внимание на тандем «Терехова-Субботина».

Ситуацию, подобную сложившейся в Комитете по выездке, давно описал и едко высмеял баснописец Иван Андреевич Крылов. Его знаменитое «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!» и «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!» - на все сто применимы к выездковому комитету! Считаю, что там нужно менять руководство и вводить ротацию членов. Потому что чиновники от спорта уж очень «забронзовели», увлеклись самолюбованием, выдвигают самих себя в лучшие из лучших. Это и не скромно, и не этично. И главное – мешает развитию выездки. 

Теперь – к горячей теме предлагаемого переноса на конец августа-осень Первенства и Чемпионата РФ по выездке в категории «дети-юноши-юниоры». Это закономерно и логично со многих точек зрения, о чем я неоднократно сообщал и Бюро, и конноспортивной общественности.

Не секрет, что Ольга Олеговна – идеолог сохранения во что бы то ни стало существующего положения. Она как-то говорила о неких документах Минспорта РФ – и даже обещала членам Бюро их представить, ведь в них, якобы, указывается, что главный старт сезона – это Первенство Европы в июле, и что Первенство России должно проходить до него.

Подобных бумаг Минспорта от г-жи Соболевой я так и не увидел. А очень бы хотелось на них взглянуть, если они, конечно, существуют. Потому что пока налицо лишь неумение старшего тренера выстроить систему сборов и соревнований, за которые, между прочим, платит вся страна.

Первенство России – это соревнования для молодых всадников всей нашей огромной страны, а не только для тех, кто смог приехать в мае или пытается отобраться в сборную на Первенство Европы. Конный спорт – летний вид, Первенство должно быть финальным стартом для всей страны. И сборная России на будущий год формируется по итогам года минувшего. А сборная на те или иные ответственные старты, включая Первенство Европы – должна формироваться по турнирам, внесенным в ЕКП. И здесь Комитет по выездке должен проявить себя как коллективный менеджер в поиске спонсоров и мест проведения как можно большего количества турниров, которые дадут возможность максимально большему числу спортсменов проявить себя, показать свою готовность выступать за сборную.

Юные спортсмены - будущее нашей выездки. Поэтому и проводить такие старты надо, когда это максимально комфортно именно для них. Лишать конноспортивную молодежь подобной возможности – по меньшей мере, близоруко, непростительно и непатриотично по отношению к этому виду спорта.

Акцентирую еще раз - задача старшего тренера, Комитета по выездке, Бюро – добиться включения в ЕКП достаточного количества турниров, по итогам которых можно было бы сформировать полноценную сборную, а не лишать детей их Первенства. Если лица, ответственные за этот процесс, за многие годы так и не научились его организовывать должным образом, им лучше уйти и не мучить красивый вид спорта. Это мое личное оценочное мнение.

Чисто по-человечески коллеги Балыкин, Соболева, Корелова, Терехова, Субботина и т.д. – могут быть восхитительно прекрасны. Но профессионализм в управлении сложным конным спортом никто не отменял, и, если такого профессионализма у конкретного «спорт-управленца» нет, – надо без сантиментов искать ему замену.

Регионы! Я прошу вас не стесняться, не бояться и не замалчивать случаи, когда, по вашему мнению, спортивные чиновники мешают развитию спортивного процесса на местах. Такие «сигналы с мест» помогут, в конечном итоге, наладить нормальную работу от столицы до окраин.

 

Я также устал объяснять, что считаю абсолютно нормальным, естественным и необходимым регулярное личное общение с регионами. Это обстоятельство вызывает у некоторых коллег ярость и попытки бросать в мой адрес обвинения в «раскачивании лодки» и плетении тайных интриг. По-моему, для любого занимающего выборную общественную должность человека абсолютно обязательно – знать мнение выдвинувших его людей. А вот те, кто безразличен к региональным проблемам и трудностям в конном спорте, как раз и достойны негодования и порицания!

Меня также упрекают, что в общении с регионами я преследую какой-то свой «интерес». Да, преследую! И этот интерес заключается исключительно в развитии российского конного спорта от «Москвы до самых до окраин». Именно в развитии, а не в стагнации. Не в красовании на занимаемой должности, не в хвастовстве «крутой» визиткой и не в самолюбовании. Соглашусь, что такая позиция не устраивает людей безразличных, безинициативных, аморфных, а также «успокоившихся» и «хорошо устроившихся». Это их выбор. Но он совершенно не отвечает подлинным интересам конноспортивной индустрии страны.

P.S. Противники развития выездки (и конного спорта в целом) боятся открытого диалога, дискуссии. Прячутся от откровенного разговора, переходят на личности, злословя меж собой. Собирая сплетни и вырывая фразы, слова из контекста, они до неузнаваемости искажают первоначальный смысл рекомендаций и предложений. Конструктивную критику воспринимают как персональное оскорбление («забронзовели», как отмечалось выше). Мало того – они ошибочно ставят знак равенства между «критикой» и «неэтичным поведением» (см. толковый словарь). Но, уверен, здравый смысл возьмет верх!

С уважением, член Бюро ФКСР, Аристов Н.Н.