КСК "ОЛИМП", ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Этап Кубка Победы посвященный Дми́трию Дми́триевичу Шостако́вичу

Великая Отечественная война – драматичная веха мировой истории. Более полувека назад это событие коснулось каждого жителя нашей большой страны. В России нет семьи, представители старшего поколения которой не помнили бы об этой войне и не внесли бы своего личного вклада в общее дело Победы. Сезон Кубка Победы посвящён героям Великой Отечественной Войны

Этап Кубка Победы посвященный Дми́трию Дми́триевичу Шостако́вичу



Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич

(12 сентября 1906 — 9 августа 1975)


Шостако́вич.jpg

80 лет назад в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Своё произведение он начал писать в первые недели Великой Отечественной войны.

Композитор принимал участие в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. В середине октября 1941 года вместе с двумя малолетними детьми он был эвакуирован в Куйбышев. Там работа над симфонией была продолжена. 5 марта 1942 года в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, состоялась премьера Седьмой симфонии. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением С.А. Самосуда. 29 марта 1942 года симфония была исполнена в Москве.

Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К.И. Элиасберг. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в осаждённый город, начались репетиции. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой.

Дмитрий Шостакович начал писать эту симфонию в Ленинграде в 1941 году. 34-летний профессор Ленинградской консерватории осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но ему раз за разом ему отказывали. Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы. Кстати, когда Седьмая симфония прославила Шостаковича на весь мир, на обложке американского журнала Time он появился именно в образе пожарного — как символ борьбы с пламенем фашизма, охватившим мир.

Жил Шостакович прямо в консерватории. Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться», - пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже.

Исторически ленинградская премьера 9 августа 1942 года стала самой важной, символизирующей стойкость советского народа в целом и ленинградцев в частности. Но впервые Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве - 5 марта 1942-го. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием - о нем сообщили ведущие западные информационные агентства, а перед началом выступил сам Дмитрий Шостакович. В конце марта оркестр Самосуда исполнил симфонию в Москве.

 

Естественно, оркестры стран антигитлеровской коалиции заинтересовались сочинением. Партитуру пересняли на микропленку и переправили через линию фронта. 22 июня 1942 года (спустя ровно год после вторжения гитлеровских войск в СССР!) произведение исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, а 19 июля — Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

 

А в СССР было принято беспрецедентное решение: сыграть симфонию в городе, которому она посвящена. В городе в кольце фашистской блокады.

Оркестр Ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга оставили в городе, чтобы музыканты поднимали дух горожан. Но это получалось все хуже и хуже. Многие музыканты умерли от города. «Репетиция не состоялась. Срабиан мертв. Петров болен. Боришев мертв. Оркестр не работает», - однажды записал Карл Элиасберг в журнале.

 

На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.

5 апреля оркестр дал свой первый концерт, все были воодушевлены. И вот в Ленинград спецсамолетом прибывает партитура Седьмой симфонии.

«Если бы не Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, таким же голодным, как и мы, его на репетиции привозили на саночках, - пишет Матус. - Помню, как на первой репетиции он сказал: «Ну, давайте…», поднял руки, а они — дрожат… Так у меня и остался на всю жизнь перед глазами этот образ, эта подстреленная птица, эти крылья, которые вот-вот упадут, и он упадет…»

Тем не менее Элиасберг был строг, настойчив и требовал безукоризненной игры. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах. Элиасбергу выдали велосипед, чтобы хоть как-то облегчить поиски. Наконец, состав был набран.

Хлеб тогда выдавали по карточкам. Трупы людей, умерших прямо на улице, были привычным делом. От многих домов остались только руины. Вот на каком фоне предстояло репетировать героическую музыку. Оркестрантов поставили на довольствие и кормили обедами — впрочем, довольно скудными. Репетировали по 6 часов в день. За день до премьеры дирижер искал в Ленинграде хотя бы несколько картофелин, чтобы добыть из них крахмал и накрахмалить воротничок.

9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.

Когда оркестр стих, воцарилась мертвая тишина. И в следующий миг она взорвалась аплодисментами. Откуда-то возникла девочка, вручившая Элиасбергу скромный букетик цветов — страшную редкость в блокадном городе, где давно съели все хоть сколько-то съедобное. «Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», - вспоминала гобоистка Матус.



В мемориале «Подвиг “Метростроя”», открытом в 2015 году в поселке Невская Дубровка, один из горельефов изображает Ивана Григорьевича Зубкова.Конно-спортивный клуб "Олимп"


CaN4e2ntInY.jpg

Конно-спортивный клуб "Олимп" — один из самых крупных и динамично развивающихся конных клубов в Санкт-Петербурге. КСК "Олимп" расположен на территории в 15 гек. - Имеется асфальтированная парковка для автомобилей, коневозов и прицепов

Заявка
на аккредитацию

Для освещения мероприятия в качестве СМИ, необходимо подать заявку на аккредитацию

Регистрация на мероприятие

Для участия в мероприятии войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь на сайте

Партнеры