Катрина Вюст - о том, чего ждать от главного спортивного события, о новой оценке за сложность и о том, что делает выездку интереснее и зрелищнее

09 Сентября 2019 в 15:08

Спортивный сезон перед Олимпиадой – время, когда команды получают квалификации к Играм, а организаторы определяют составы судейских коллегий. В судействе, к слову, тоже происходят перемены: вводятся новые правила формирования порядка старта и «обкатывается» система выставления оценки за сложность. Для российской сборной по выездке сезон стал весьма успешным: команда получила олимпийскую лицензию в группе С, чего не случалось с 1992 года. 

О том, чего ждать от главного спортивного события, о новой оценке за сложность и о том, что делает выездку интереснее и зрелищнее, мы поговорили с президентом судейской коллегии Олимпийских игр в Токио, судьей уровня 5* Катриной Вюст.

ME: Катрина, мы поздравляем вас с назначением на пост президента судейской коллегии на предстоящих Олимпийских играх в Токио! Расскажите, что вы чувствуете и чего ожидаете от предстоящей Олимпиады?


KW: Конечно, на меня возложена огромная ответственность – оценивать выступления спортсменов на главном спортивном событии в Мире, а в особенности работать в качестве Президента судейской коллегии. В Японии нет судей уровня 5*, и я горжусь тем, что именно меня пригласили на эту должность. Недавно завершился Чемпионат Европы, и я надеюсь, что лидеры первенства смогут сохранить и приумножить тот уровень подготовки, который они продемонстрировали в Роттердаме. В Голландии мы видели по-настоящему красивый спорт!

ME: Ваши предположения – для кого эта Олимпиада станет удачной?

KW: Знаете, у хорошего судьи не должно оставаться воспоминаний. Выездка прекрасна гармонией: спортивные пары с каждым новым выступлением понимают друг друга все лучше и из раза в раз совершенствуют свой результат. В отличие от того же конкура, который захватывает непредсказуемостью, выездка «берет» красотой и слаженностью работы, постоянным совершенствованием и стремлением достичь абсолютной гармонии.

Чемпионат в Роттердаме показал, что сейчас все основные четвероногие спортсмены находятся в прекрасной форме, и если всадникам и тренерам удастся это сохранить и приумножить, на Олимпиаде нас ждет не одно прекрасное выступление. Однако нельзя забывать, что мы говорим о работе с лошадьми, да и человеческий фактор никогда нельзя сбрасывать со счетов. Даже лучшие и лучших могут ошибаться. Важно, чтобы судьи честно и адекватно реагировали на сбои и помарки и оценивали качество езды, а не громкое имя спортивной пары. Однако не опираться на прошлый опыт очень сложно, если не сказать, что это вовсе невозможно.

Если результат соревнований можно предугадать, то у спортсменов пропадает мотивация. Всадник может много и усердно работать и в итоге действительно улучшить качество езды, но судья не заметит этого или просто не примет во внимание, так как будет опираться на предыдущий опыт. Иногда же судьи просто боятся оказаться не в тренде и ставят не те оценки, которых реально заслуживает спортсмен, а те, которых ожидает спортивное сообщество. Мы должны наблюдать за каждым выступлением свежим взглядом. Только тогда судейство будет максимально честным и объективным.

ME: Российская сборная по выездке отобралась на Олимпиаду впервые с 1992 года. Как вы относитесь к этому?

KW: Россия – страна со своими особыми традициями выездки, и поэтому я безусловно рада, что ваши всадники смогли отобраться на Олимпийские игры. Трудно сказать, как проявит себя сборная в следующем году. Сейчас в мире есть 6-7 очень сильных команд, и пробиться в топ-5 на Олимпиаде будет очень сложно. У вас в сборной есть новые спортивные дуэты, которые способны сделать её по-настоящему конкурентоспособной. Например, у опытнейшей спортсменки Елены Сидневой в работе хорошая молодая лошадь, и мне кажется, они смогут претендовать на место в Финале. Все возможно!

Сейчас спорт в целом прогрессирует, появляются новые имена, заявляют о себе страны, которые раньше носили статус «развивающихся» с точки зрения выездки. Я рада, что Россия поедет в Токио! В финал Олимпийских игр попадет 8 лучших команд, а это значит, что это – шанс проявить себя и для вашей сборной!

ME: Как будет формироваться порядок старта на Олимпиаде в Токио? Влияют ли рейтинговые баллы на очередность выступлений?

KW: Окончательного решения еще нет. Конечно, рейтинг спортсмена должен влиять на порядок старта, как это происходит в плавании или, скажем, легкой атлетике, но пока алгоритм формирования протоколов для выездки дорабатывается.

Окончательно определено то, что на Олимпиаде спортсмены будут разделены на шесть групп по десять спортсменов в каждой, в течение одного дня выступит только тридцать спортивных пар. В каждой группе может быть только один представитель страны, выступления спортсменов равномерно распределены по двум дням. То есть, например, все трое спортсменов из России однозначно не выступят в первый или во второй день. Также мы не хотим сгруппировывать лидеров соревнований, а наоборот, равномерно распределить их по группам. Но это правило пока обсуждается.

ME: Вы уже вошли в историю выездки как человек, который ввел оценку за сложность в систему судейства. Расскажите о системе и о том, какие изменения в мировой выездке повлекла эта реформа?

KW: Отсутствие понятной системы определяющей сложность элемента, выводит выездку из ряда схожих дисциплин, таких как гимнастика или фигурное катание. В этих видах спорта есть четкие стандарты: двойной аксель всегда сложнее одинарного, соответственно, итоговая оценка за эту фигуру будет выше. В выездке все по-другому: кто-то из всадников считает, что сложнее сделать двойной пируэт на галопе, кто-то же говорит, что комбинация из полутора пируэтов гораздо труднее. К тому же ни один судья в мире не может учесть и удержать в голове все «сложности», которые всадник запланировал в КЮРе, и от этого может пострадать полнота выставления оценки. Совместно со спортсменами и тренерами мы создали каталог, в котором определена сложность и вес каждого элемента. В него включены только сложные элементы, такие как пируэт на пиаффе или принимание на пассаже, а также сложные связки и переходы. Например, заход на пируэт в полтора оборота после диагонали на прибавленном галопе и выход на серию менок в один темп или пассаж сразу после приветствия – сложнейшие сочетания! – тоже внесены в реестр и оцениваются по достоинству. Без единой системы невозможно определить уровень сложности и учесть все нюансы при выставлении итоговой оценки.

Мы придумали систему, благодаря которой всадник еще при составлении КЮРа сможет понять, на какую надбавку за сложность он сможет рассчитывать и стоит ли идти на риск и добавлять в езду непростые связки и переходы. Однако спортсмены и тренеры должны помнить, что даже если сложные фигуры, такие как двойной пируэт или менка по зигзагу, зафиксированы в каталоге, оценка за сложность будет выставляться только в том случае, если элемент выполнен на семерку и выше. Если лошадь не готова к сложным связкам, они принесут больше вреда, чем пользы. Когда всадник заявляет в КЮРе 15 менок в один темп по зигзагу, но выполняет, скажем, девять по прямой, он не получит надбавку за сложность: оцениваться будет только техника исполнения фактически показанного элемента.

Оценка сложности строго компьютеризирована. Это позволит спортсменам отметить все трудные комбинации, а судьям учесть и объективно оценить проделанную работу. Система используется в течение последних трех лет в турнирах серии Кубка Мира и, благодаря консолидированному решению организаторов, судей и всадников, применялась на ВКИ в Трионе. Всадники проголосовали за применение оценки за сложность, она честная, понятная и прозрачная.

ME: Что может сделать выездку еще более зрелищной? Помогает ли, например, приложение Spectator Judging зрителям понимать выездку лучше?

KW: Оценка за сложность однозначно сделала выездку более интересной для зрителя. На экране телевизора или во время трансляции на стадионе зрители видят, как начисляются баллы и как влияет коэффициент сложности на итоговый результат – происхождение оценки понятно. По старым стандартам оценки не выставлялись в режиме online, а отображались только в итоговом результате после езды. Для применения подобной системы существует множество технических решений, но на сегодняшний день еще не все доработано и опробовано. Например, в фигурном катании на экране отображается зеленый значок, если элемент засчитан, и красный, если что-то идет не так, что также вовлекает зрителя в процесс. В выездке будет применяться аналогичная система.

Приложения для смартфона – немного другая история, хотя итоговая цель та же – вовлечь зрителя в процесс. Приложение Spectator Judging создано Даниэлем Гёльном, человеком, который воплотил мою идею судейства КЮРов в компьютерном исполнении. Он же создал приложение eDressage. Spectator Judging – программа, в которой пользователь может оценивать езду всадника, а потом посмотреть, на сколько близка его оценка к итоговым баллам судей. Это способствует пониманию и погружению в выездку, притом процесс происходит в игровой форме. Зрители внимательно следят за каждым спортсменом. Тот, кто ближе всех к оценке жюри, может даже что-то выиграть, и это здорово!

ME: Вы очень ответственно относитесь к выбору музыки для КЮРов. Наблюдается ли тенденция к тому, что всадники перестраховываются и выбирают классическую или другую инструментальную музыку, испытанную годами? Можно подготовить КЮР под современные популярные песни и не боятся быть непонятым и потерять баллы?

KW: Музыку нельзя называть субъективным фактором, коим ее часто считают. Для нее тоже существуют свои критерии оценивания. Мелодия должна подходить всем трем аллюрам, пиаффе и пассажу. Всадник должен показывать переходы только в тех местах, где этого требует музыка. Композиция должна дополнять образ спортсмена. Согласитесь, всадник на пони и опера Вагнера сложно совместимы, ведь мелодия должна быть близка по духу и создавать настроение.

Есть так называемая «новая классика» - музыка, написанная современными композиторами, и часто подобные произведения идеально дополняют езду, подчеркивают каждый темп и каждое движение, но иногда выбор музыки спорный – композиция оказывается сложной для восприятия. Кто-то же использует проверенную годами классику, кто-то - рок, поп и техно. Для меня важно настроение, которое создает композиция, я считаю, что эмоции, которые дарит музыка, в равной степени важны и для зрителей, и для судей. В свое время Анки Ван Грюсвен выступала под композицию Song Sung Blue и французские хиты, и это было классно! Чего стоила одна лишь реакция публики. То, что выбирают для КЮРов ведущие всадники сегодня тоже очень эмоционально, всем это нравится! Музыка должна создавать атмосферу и заставлять людей мечтать, поэтому спортсмен не должен опираться только на свой вкус, впрочем, как судьи не должны оценивать музыку, опираясь лишь на собственные предпочтения. Это важно - если мелодия гармонирует с аллюрами и переходами, судьи должны принимать выбор всадника.

Композиция для КЮРа должна обладать хорошей структурой, ритм должен соответствовать движениям лошади. Должна быть гармония: музыка не должна нагружать лишней информацией или наоборот, становиться просто фоновым звуком. За соревновательный день судьям приходится воспринимать больше 15 музыкальных жанров, и при этом оставаться с ясной головой, чтобы выставлять оценки за технику, хореографию и следить за уровнем сложности езды. Музыка должна помогать восприятию, а не мешать!