Финансовый вопрос Финала Кубка Наций

15 Мая 2020 в 14:56

В свое время Барселона уверенно претендовала на звание столицы отдельного государства – Каталонии. Но, как мы помним, желание жителей  региона с отличной архитектурой и вкусной выпечкой превратилось в шумный выхлоп с неприятными последствиями.

 В 2020 году Барселона снова «метит в столицы»: со второго по четвертое октября здесь всё еще планируют провести Кубок Наций – самый значимый из неотмененных турниров. Очень хочется верить в то, что этот проект всё же будет реализован, и в октябре мы увидим по-настоящему красивый конкур. 

Что такое Кубок Наций?

В рамках Кубка Наций проводится и личный, и командный зачет. Сегодня же мы говорим об этом турнире как о самом важном командном соревновании в мире. В отличие от Global Champions League, где одну команду могут представлять спортсмены со всех концов света, на Кубке Наций конкуристы выступают за честь своей страны.
Первый маршрут турнира – квалификационный с высотой препятствий 160 см, в котором выступят все сборные без исключения. По итогам выступлений команды, занявшие с первого по восьмое места, вступят в битву за звание обладателя Кубка Наций. Оставшиеся примут участие в утешительном маршруте. Национальные федерации заявляют на старт пять спортсменов, четыре из которых выступят в составе сборной.

Согласитесь, за соревнованиями подобного уровня будет просто интересно наблюдать, ну а если в них примет участие и российская команда…. То мы точно знаем, чем вы займетесь в начале октября. Турниры, подобные Кубку Наций, расставляют все на свои места: спортсмены показывают, на что они способны, как хорошо подготовлены их лошади и могут ли они быть конкурентоспособными на мировой арене. И если не участвовать в крупных турнирах, сетуя на то, что россияне не могут составить конкуренцию спортсменам из западной Европы, то понять реальную силу отечественного конкура будет невозможно. В нашей стране есть лошади, рожденные от лучших производителей, полубратья тех, кто уже побеждал в соревнованиях высочайшего уровня.

Например, Тулум Владимира Туганова является полубратом ПиДжиЭс Файнал – лошади, на которой Киан О'Коннор выиграл титул обладателя Кубка Наций в командном зачете в 2019 году. Наши спортсмены регулярно принимают участие в международных соревнованиях и работают со специалистами из других стран. Так зачем же боятся неудачи, не попробовав себя в деле? Тем более что сейчас у российской команды есть шанс испытать свои силы на самом главном соревновании сезона.

Как попасть на Кубок Наций?

В Финал Кубка Наций попадает 22 команды, притом для каждой региональной группы выделено определенное количество вакантных мест: первый европейский дивизион заявляет на турнир десять команд, Азия и Австралия отправят в Барселону две Команды, Северная Америка – три, Южная – две. Честь Африканского континента и Евразии будут отстаивать по одной команде. В предыдущих сезонах команды квалифицировались к участию в финале, выступая в этапах серии: квалификации носят уровень CSIO-5* и проходят в разных странах. Подготовить лошадь так, чтобы она смогла достойно выступить на соревнованиях подробного уровня – это сложно и дорого, да и участие даже в одном этапе Кубка вылетает «в копеечку». Вероятно, поэтому российских имен практически не было видно в стартовых протоколах этого престижного турнира. В 2019 году на Финал Кубка наций отобрался Владимир Петрович Туганов и выступил в личном зачете Но конечно, болельщикам хочется переживать за команду!

Несмотря на то, что пандемия принесла много проблем, положительное влияние на российский конный спорт она тоже оказала. В 2020 году отменены практически все этапы Кубка Наций, и допуск к соревнованиям будет осуществляться по новой схеме. За месяц до Финала организаторы проанализируют позиции лучших четырех спортсменов каждой страны и составят свой рейтинг. Федерация, представители которой покажут более высокий суммарный результат, отправит бойцов в Барселону.
Россия относится к Евроазиатской группе, в которую также входят Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизстан, республика Молдова, Туркменистан и Узбекистан. Наша страна лидирует в своей региональной группе – на момент написания этого текста общая сумма рейтинговых баллов FEI у четырех российских всадников превышала этот же показатель у ближайших преследователей – команды из Узбекистана, в четыре раза. На горизонте не маячит, а отчетливо видна возможность поболеть за российскую команду на Финале Кубка Наций. Представьте, вы включаете трансляцию топ-турнира и слышите, как на поле приглашается всадник, с которым вы регулярно здороваетесь за руку или разминаетесь в одном манеже.

Участие команды в турнире такого уровня – это не просто отрадно для каждого любителя конного спорта и волнительно для тем, кто к этому причастен, а еще перспективно для развития спорта в целом. Чем выше статус соревнований, на которых выступают российские спортсмены, тем активнее тянется за успехами и развивается конный спорт в целом. Согласитесь, ребенку захочется работать на тренировках в разы упорнее, если он знает, что когда-нибудь сможет выступить на таком большом турнире! А если молодые всадники понимают, что предел мечтаний – это соревнования уровня 2*, о которых не знает никто, кроме самих участников, мотивация пропадет сама собой.

Неудобный вопрос

Если Финал действительно состоится, наши основные спортсмены подготовят лошадей и выкажут готовность защищать честь страны на поле битвы, настроение всем испортит вечный финансовый вопрос: кто возьмет на себя расходы? Транспортировка лошадей, подводящие турниры, стартовые взносы, постой лошадей и жилье всадников…

Для национальных федераций результаты всадников на подобном турнире – дело принципа, ведь спортсмены едут защищать не личные коммерческие интересы, а честь страны. Однако есть ли на это деньги у Федерации конного спорта или подведомственных министерству спорта организаций, которые имеют право финансировать спортивные проекты? Будут ли выделены деньги на дополнительные расходы из бюджета, которого и на первоначальные потребности не всегда хватает?
Можно постараться привлечь деньги со стороны. В не кризисные времена можно найти людей, готовых вкладывать в идею и долгосрочную перспективу развития любимого спорта. Однако коронакризис заставил многих затянуть пояса.

«Спонсорство» – не равно «меценатство»: финансовые инвестиции в проект могут быть нацелены на рост капитализации бренда. Согласитесь, вложение может получиться весьма рисковым: несмотря на то, что сейчас в конюшнях российских всадников есть сильные лошади, уверенности в том, что результат выступлений превратит спонсорскую поддержку в рентабельную инвестицию, пока нет.
Третий источник финансирования – собственные деньги спортсменов и их личных спонсоров. Как мы уже отметили, текущий кризис нанес болезненный удар по малому и среднему бизнесу, поэтому желание личных спонсоров вкладывать в репутацию страны отнюдь не активно. Всадники также теряют деньги: клиенты становятся прижимистее в непростое время, дохода от призовых тоже нет.

Мечта увидеть команду на главном старте года разбивается о наболевшие прозаичные вопросы денег. Почему? Может быть, перспективы на победу и не очень радужные, как, в прочем, и у российского футбола. Однако любители футбола вряд ли задумываются о том, что не увидят команду на матче только лишь из-за того, что футболистам не оплатили дорогу и жилье.

Насколько важно для российской конной общественности участие сборной в главном старте года? Как считаете вы, дорогие читатели и любители конного спорта, на чьи плечи должна лечь финансовая ответственность, если завтра Россию призовут на Финал Кубка Наций?

Материал подготовила Анна Мельникова