Дорога на Париж, или Стратегическое планирование. Андрей Лысенко

сегодня в 12:48

Олимпиада – главный турнир для каждого всадника. Даже просто участие в Олимпиаде – это уже гарантия того, что имя спортсмена будет на века вписано в анналы спортивной истории. А если еще на Олимпиаде удается попасть в медальный зачет, то это, для любого спортсмена, наивысшая награда его спортивной деятельности.

Российские конкуристы, в последние десятилетия, попадают на Олимпиаду только в личном зачете и то не всегда. Командная путевка – эта та вожделенная цель, которая пока остается недосягаемой. Возможно, проблема в том, что думать о предстоящей Олимпиаде конники начинают слишком поздно. Так не пора ли исправить ситуацию и строить планы подготовки уже сегодня? В Токио не едем, давайте думать о Париже. Что мешает?
 
О том, есть ли шансы у российской команды попасть на парижскую Олимпиаду мы поинтересовались у одного из ведущих всадников страны – мастера спорта Андрея Лысенко.
 


MAXIMA PARK: Андрей, расскажи, пожалуйста, о своей сегодняшней подготовке. Скоро начнутся турниры по всей стране. Какой турнир для тебя наиболее важен и какие соревнования ты видишь в качестве подводящих к нему?

Андрей Лысенко: Я тренирую лошадей почти как всегда, правда немного меньше стало прыжковой нагрузки – 1-2 раза в неделю, ведь турниров нет, но лошади должны оставаться в тонусе. Из-за отсутствия соревнований сейчас очень сложно оценить их подготовку, это покажут только старты.

Даже основным лошадям придется заново входить в соревновательный ритм, уже не говоря о молодых, у которых соревновательного опыта на порядок меньше. И дело не столько в каком-то особенном тренинге, другие факторы тоже оказывают большое влияние. Например, эмоциональный фон: за время вынужденного перерыва в соревнованиях лошади отвыкли от трибун, музыки, всей этой соревновательной атмосферы. И это, безусловно, скажется на первых выступлениях.

Поэтому основным лошадям потребуется некоторое время – 2-3 страта, чтобы втянуться в стандартный соревновательный ритм. Первые соревнования не должны быть сложными. Я выберу какие-то национальные турниры, чтобы дать лошадям возможность втянуться, набрать заново соревновательную форму.
Основные лошади вспомнят «боевые» навыки быстрее, с молодыми будет немного сложнее, это я понимаю.

Что касается главного турнира, то для меня, в России – это, конечно же, чемпионат России. Он будет в августе. До него хотелось бы отпрыгать какие-то «подводящие» турниры.

MP: Какую подготовку проходят твои молодые лошади сегодня? Есть ли среди них такие, которые могли бы представлять нашу страну на Олимпиаде-2024 в Париже?

А.Л.: Сейчас у меня есть несколько неплохих 5-6-летних лошадей. Они в таком же тренинге, как и основные, только нагрузки чуть меньше и препятствия чуть ниже. Есть ли среди них лошади, которые могут участвовать в Олимпиаде – покажет время. Пока сложно об этом говорить, ведь на положительный исход влияет множество факторов.

Есть лошади с хорошими возможностями, которые могут прыгать серьезные маршруты, но по каким-то причинам (здоровье, психологическая неустойчивость) не могут выдерживать большие нагрузки длительный период. И, наоборот, есть лошади, которые прекрасно могли бы «тянуть» большой спорт психологически и здоровье у них отменное, но физически они на это не способны. Не дано от природы.

Поэтому очень важно, чтобы все составляющие соединились в одной лошади: и природные возможности, и здоровье, и психофактор. Ведь Олимпийские игры – это не просто рядовой турнир. Это главный турнир в жизни каждого всадника. И лошадь для такого турнира должна быть лучшая из лучших, а найти такую лошадь очень не просто. Конечно же, я надеюсь, что у меня такие лошади есть. Мне пока сложно назвать какие-то конкретные клички, ведь я не знаю кто из моих нынешних лошадей сможет соеденить все все о чем я сказал выше и подойти к Олимпиаде в Париже на пике формы. Но у меня совершенно точно есть хорошие лошади и, я надеюсь, что в будущем у нас все получится.

MP: В чем, по-твоему, основная проблема российского конкура? Почему мы, при всей нашей кажущейся «оевропеенности», имея хорошие площадки европейского уровня, хороших лошадей, в том числе ввозимых из-за границы, посещая зарубежные стажировки, приглашая иностранных специалистов для проведения мастер-классов в Россию, никак не можем встать на хорошие конноспортивные «рельсы», которые нас, наконец, вывезут в мировую конноспортивную элиту?

А.Л.: На сегодняшний день у нас много площадок, где можно проводить соревнования хорошего европейского уровня: MAXIMA STABLES, «Отрада», «Ивановское», идет реконструкция КСК «Битца». И соревнования у нас серьезные тоже уже проводятся: прошлогодний Токийский Тур, Евразия, Кубки Дружбы. Есть площадки, есть турниры, но я считаю, что все это лишь подготовка молодых лошадей.

Чтобы составить конкуренцию на европейских турнирах, мы, конечно же, должны сборной командой прыгать на крупных стартах за рубежом, таких как Чемпионаты Европы, Всемирные конные игры, кубки Наций, в первую очередь. Это очень нужно и важно, для формирования командного духа, в том числе, который играет немаловажную роль в хорошем результате команды. И наша страна должна знать, что в России есть сильная команда, которая от турнира к турниру улучшает свои результаты. Но, к сожалению, в последние годы мы не участвуем в такого рода спортивных мероприятиях, что, в числе прочих факторов, значительно отодвинуло нас назад.

Я надеюсь, что ФКСР, в самое ближайшее время примет правильные кадровые решения, и новые люди, которые придут, вдохнут некую идею и жизнь в нашу конную индустрию.
Идеология, общая идея, когда не каждый сам за себя, а когда «всей страной», это очень серьезный двигатель любого дела. И когда наша команда активно начнет представлять страну на мировом конноспортивном олимпе, конный спорт станет интересен массам. Подтянутся частные инвесторы, наверняка многие захотят, чтобы наша команда была конкурентоспособна на Чемпионатах и Первенствах Европы, на Кубках Наций.

Сегодня нам нужно, в первую очередь, так построить конноспортивную политику, чтобы команда, постоянно стала выезжать на соревнования за рубеж. Конечно, в первые годы ждать побед на соревнованиях уровня Чемпионата и Первенства Европы, Кубках Наций не придется, но принимать в них участие необходимо, для того чтобы накапливать европейский соревновательный опыт, которого нам так не хватает.

А пока мы все время находимся в роли «догоняющего». Причем такого «догоняющего», который, не просто немного отстал, а который 3-4 года на месте стоял, а все другие страны при этом бежали вперед. Представьте как нам теперь тяжело ввязываться в эту гонку и тем более составлять конкуренцию.

Но делать это нужно, просто необходимо. Наш российский менталитет таков, что мы никогда не сдаемся!

Сегодня в стране есть хорошие специалисты: это действующие спортсмены, которые имеют хороший багаж знаний. Свой опыт они могут передавать более молодым всадникам.
Я думаю, что у нас все получится, главное построить правильную внутреннюю политику ФКСР, чтобы было всем понятно куда мы двигаемся. И тогда все встанет на свои места.

MP: Чего, по-твоему, не хватает лично тебе для того, чтобы на серьезном уровне конкурировать с мировыми конкурными ТОПами?

А.Л.: Моим основным лошадям, на сегодняшний день, по 10 лет. В прошлом году я постарался отпрыгать все основные турниры, проводимые в России. Результаты были более менее стабильные. Думаю, что этот год нужно еще немножечко попрыгать здесь, наработать больше соревновательного опыта с этими лошадьми и потом, постепенно, выезжать стартовать в Европу. Начинать, конечно, не с уровня «5 звезд». Турниры уровня «2-3 звезды» в Европе, другая публика, другие соперники, посмотреть на других, показать себя. И результат не заставит себя долго ждать. Но, чтобы выигрывать у сильнейших, сначала с ними нужно начать соревноваться...

Это касается не только меня, это логичная программа для всех конкурных всадников, которые имеют основных конкурных лошадей здесь, в России. Для этого и должна создаваться команда. Может быть даже не одна. Либо одна основная команда, плюс запасные всадники, которые могли бы приезжать и участвовать параллельно с основными спортсменами, например, в других зачетах того же турнира. Например, если команда России участвует в каком-то командном зачете, то запасные всадники прыгают уровень «3 звезд». Чтобы все основные спортсмены страны находились в тонусе и, в случае какого-то форс-мажора, могла быть взаимозаменяемость. И тогда, я уверен, мы сможем составлять очень хорошую конкуренцию мировым конкурным ТОПам.

MP: Есть ли шансы у российской команды попасть на парижскую Олимпиаду и какие шаги нужно предпринять уже сегодня, чтобы Олимпиада в Париже стала для нас не мечтой, а реальностью?

А.Л.: Для того, чтобы поехать на парижскую Олимпиаду 2024 года, начинать готовиться к ней нужно было еще вчера. Сейчас у нас есть впереди четыре года, точнее три, чтобы сделать для этого все и даже больше. Я думаю, что шансы попасть командой на Олимпийские игры у нас есть.

Мы, вполне, сможем подготовиться к отборочным соревнованиям, таким, как был «Токийский тур» в MAXIMA STABLES. И я уверен, что при правильной организации процессов, наша страна может рассчитывать на проведение таких же отборочных соревнований и перед Парижем. И снова нашими главными конкурентами станут поляки и израильтяне. Но мы уже видели на что они способны и можем учесть все наши предыдущие ошибки.

За эти плановые три года мы должны проделать огромную работу и по кадровому, и по конскому составу. Нужно проводить очень много учебно-тренировочных сборов, команда должна постоянно участвовать в соревнованиях. Все эти составляющие будут способствовать улучшению результатов.

Работы много, но если будет слаженность в действиях внутри коллектива, понятные цели и правильно расставленные приоритеты, мы будем сильной командой и начнем показывать очень хороший результат.

Статью подготовила Анна Бузыкина