Танцуют все

22 Мая 2022 в 13:32

Работа с лошадью – взаимодействие с эмоциональным существом, во время которого большую роль играет язык тела. Подспорьем в нахождении «общих тем» для разговора может стать музыка – инструмент, который формирует настроение всадника, а значит, и задает тон работы спортсмена с его боевым партнером

При помощи грамотно подобранной музыки продвижение по ступеням шкалы тренинга – освоению ритма, проводимости, контакта, импульса, прямолинейности, сбора – идет эффективнее. Темп и ритм это фундамент шкалы тренинга, остальные составляющие надстраиваются на базу, словно кирпичи – на бетонное основание дома.

Вы работаете с молодой лошадью и учите ее бежать равномерной рысью? Или же сами постигаете секреты строевой рыси? Попробуйте работать под музыку – это поможет вам совладать с телом, прочувствовать ритм и получить от процесса обучение удовольствие.
Современные технологии позволяют легко найти и сохранить композиции, которые вам нравятся. Но выбор подходящей для работы музыки должен основываться не только на ваших вкусовых предпочтениях, но и на некоторых технических аспектах.

Для начала определите, какие композиции гармонируют с шагами лошади. Это база, на которой вы построите дальнейшую работу, затем нужно найти саундтрек, подходящий по ритму. Если удары в мелодии совпадают с частотой шагов лошади, вам будет легче синхронизироваться с движениями животного и сопровождать его во время езды, сохранять контакт и даже способствовать более активной работе задних ног: если всадник сохраняет баланс и лошади удобно работать под ним, она с большим удовольствием начнет подводить зад под корпус и подключать мышцы спины.
Музыку нужно подбирать по нескольким параметрам. Первый и самый важный – число темпов в минуту, bpm (от английского beats per minute, удары в минуту). Если вы сможете определить этот показатель, выбор музыкальных композиций для работы сильно сократится. Правильно подобранное число «битов» в минуту в музыкальной композиции подчеркнет равномерность ритма лошади, каденцию, импульс и дополнит красоту аллюров.

Видели ли вы КЮРы, во время которых лошадь не успевала за музыкой? Или же произвольные программы, в которых аккомпанемент звучал как фоновая композиция и никак не был связан с тем, что делала пара на боевом поле? Такое впечатление создается из-за того, что ритмика музыки и частота шагов лошади не совпадают. Удачно подобранная композиция поможет привлечь внимание судей и зрителей и создать ощущение, что пара танцует, а не просто выполняет набор элементов. Однако важно помнить, что ритм – не единственная составляющая композиции, и даже точное совпадение битов и шагов не гарантирует идеальную картинку. Но об этом позже.
Сначала разберемся, как вычислить цифру, определяющую ритмику композиции для каждого аллюра.

Вам нужны:

- Таймер
- Бинты, один из которых должен отличаться по цвету
- Видеокамера или телефон
- Помощник


Приступаем к вычислениям

1. Наденьте на ведущую ногу бинт, цвет которого будет хорошо виден. Например, белый, если ваша лошадь вороная или темно-гнедая. На другие ноги наденьте бинты нейтральных неярких цветов и оттенков. Ведущая нога – внутренняя передняя.

2. Разомнитесь. Не спешите начинать эксперимент – к началу наблюдений лошадь должна встать на хорошее движение и качественно двигаться на всех трех аллюрах.

3. Затем попросите вашего ассистента начать съемку. Каждый раз, когда лошадь ставит ведущую ногу на землю, это считается «шагом», который и включается в показатель, который вы вычисляете.

Поставьте таймер на одну минуту. На протяжении этого времени двигайтесь рабочим или собранным аллюром, чем больше вы будете ездить по прямым – тем лучше. В течение минуты ваш ассистент (или вы, глядя на видео), должны считать количество шагов. Если лошадь двигается на галопе, в показателе будет учитываться только количество ударов ведущей ноги, на шагу и рыси этот показатель можно умножить на два.

Сделайте минутные репризы один или два раза, посчитайте число «ударов» в каждой из попыток, а потом выведите среднее арифметическое.

Шаг

Среднее количество ударов в минуту на аллюре «Шаг» – 45-60, соответственно, bpm композиции должен равняться 45-60 или 90-120. Как понять, нужно ли удваивать число ударов ведущей ноги? Если у лошади выраженный марширующий шаг, выбирайте музыку с более частым ритмом, чтобы подчеркнуть работу обеих ног. Если вы выбираете композицию с более частым ритмом, звучание не должно быть резким и «давящим».

Рысь

Разброс частоты темпов на рыси достаточно большой, обычно он варьируется от 72 до 85 ударов в минуту. Крупные лошади европейских пород будут ступать реже, маленькие – чаще. Как и с шагом, вы можете умножить полученное количество шагов на два и выбрать более ритмичную музыку.

Галоп

Частота шагов на галопе варьируется от 90 до 110 в минуту, в два раза чаще, чем на шагу, из-за этого переходы из галопа в шаг и наоборот будет проще оформить музыкой.

Снимайте видео! Для того, чтобы видеоматериал был пригодным для работы, на ролике должна быть запечатлена как минимум одна минута движения каждым из аллюров для того, чтобы вы могли посчитать количество шагов, а также «примерить» композицию, которую предполагаете использовать в КЮРе.

Темп и ритм

Спортсмены, занимающиеся выездкой, слышат эти понятия едва ли не каждый день, в то же время их легко спутать. Термины используются и в повседневной работе, и во время подготовки произвольных программ.

Тренировка

В контексте ежедневной работы темп – это частота шагов, а ритм – их последовательность. То есть темп — это число ударов копыт о землю, показатель, который мы вычисляли в прошлом параграфе. Лошадь с хорошим темпом двигается равномерно с постоянной скоростью, рваное движение говорит о том, что темп плохой.

Ритм – последовательность повторяющихся движений, этот параметр находится в нижней части шкалы тренинга и базируется на темпе и энергии. Чтобы было понятнее: ритм галопа – три такта, отбиваемых сначала внешней задней ногой, затем диагональю и передней внутренней ногой. Если лошадь теряет равновесие и начинает «крестить», ритм сбивается, так как нарушается правильная последовательность шагов.

В музыке удар формирует ритм – рисунок произведения, который вы стараетесь повторить, топая ногой.

На что обратить внимание при выборе музыки для КЮРа?

На темп. Это частота, с которой ваша лошадь поднимает ноги. То есть на одну минуту саундтрека должно приходиться столько же ударов, сколько и на грунт, по которому скачет ваша лошадь. Ритм – это мелодия, которая может меняться в течение композиции, ритм всегда остается неизменным. Когда вы делаете переход внутри аллюра, темп остается прежним, а длина шага становится больше или меньше, это нужно подчеркивать внутри композиции, а не ее сменой.

Надеемся, новые знания пригодятся вам во время составления композиций для КЮРов в новом сезоне. А чтобы процесс был проще, делимся несколькими сайтами, на которых вы найдете музыку для ваших произвольных программ.

https://www.equimusic.com/
https://www.music-for-dressage.com/
https://www.marvinsmusic.nl/english/

Материал подготовлен с использованием статьи сайта practicalhorsemanmag.com