Пять историй о Финалах Кубка Мира. Год 2018

22 Мая 2020 в 19:51

Вы помните, где зародился конкур? Действительно, во Франции. Первые соревнования прошли в пятидесятых годах девятнадцатого века, а на первых состязаниях по конному спорту в 1900 году французы получили 17 медалей.

Как вы думаете, сколько раз представителям Пятой республики доставался Кубок Мира по конкуру? Всего лишь раз! До 2018 года на Финале Кубка Мира «Марсельеза» звучала только в 2004 году, когда Бруно Броксалт поднялся на вершину пьедестала почета, оставив позади Мередит Майклз Бербаум и Маркуса Фукса. Для сравнения — у одной лишь Мередит три победы в Финале, а всего на счету немецких всадников десять побед. Может, конников Франции это и не расстраивает. Однако если бы в юбилейном 40-м Финале в 2018 году в Париже на первое место поднялся номинальный хозяин турнира, это было бы по-настоящему красиво.

В 2018 году соревнования проходили в дворце спорта «Аккорхотелс Арена» - парижском спортивно-концертном комплекс на бульваре Берси, расположенном на правом берегу реки Сены. Творение архитектора Мишеля Андро может вместить больше 20 000 зрителей. Именно здесь французские любители конкура и выездки наблюдали за одним из главных конноспортивных событий 2018 года.

Лучший результат на Финале Кубка Мира среди французов в последние годы показала Пенелопа Лепрево. Спортсменка заняла второе место по итогам трех выступлений в 2015 году, отстав от победителя Стива Герды всего лишь на одно штрафное очко.

В 2018 честь Пятой республики готовились защищать четверо всадников. Во-первых, Роже-Ив Бост. В сезоне 2017-2018 в паре с Сангрией ду Коти легендарный Бости выиграл Этап Кубка Наций, занял пятое место на Этапе Кубка Мира в Мехелене и доказал, что он — в отличной форме и готов бороться за победу, слушая слова поддержки на родном языке.

Следующие в списке — Симон Делестр и Жульен Эппайлар. Многократные победители этапов Кубка Мира не собирались уступать и в этот раз. Тем более, Симон Делестр должен был отыграться за неудачи, преследовавшие его на прошлом Финале Кубка Мира, а Кевин Стау, занимавший пятое и третье место в Финалах 2012 года и в 2013 года соответственно, был настроен заработать еще одно «нечетное» в копилку достижений.

Первый маршрут Финала Кубка Мира проводится на резвость и управляемость. Курс-дизайнер испанец Сантьяго Варела установил на поле 13 препятствий, через которые пары совершали 16 прыжков. Главные сложности возникали на первом препятствии маршрута, в двойной системе под номером шесть с чухонцем на входе, на девятой системе из двух чухонцев и на одиннадцатой вертикали с обратного поворота.
«Я в целом доволен результатами маршрута, все вышло именно так, как я и предполагал», - поделился впечатлениями главный составитель маршрута. «Спортсменам нужно было ехать очень спокойно и обдуманно. Если всадники не торопили лошадей на старте, то и на финише не испытывали проблем».

Удалось ли французам сохранить спокойствие? Увы, нет. Лучший результат — один повал и итоговое двенадцатое место, у Роже-Ива Боста: спортсмен попал в число призеров и даже заработал 2 000 евро. Симон Делестр и тринадцатилетний сын Чакко Блю Чадино заняли 17-е место. Жульен Эппайлар закончил выступление с двумя повалами и занял 21-е место, а Кевин Стау заработал на маршруте пять повалов, которые добавили к лучшему времени прохождения 20 секунд и отправили всадника на 33-е место.
Действующие чемпионы Мира МакЛейн Уард и Азур не разобрались с тем, как входить в систему и сбили первое препятствие комбинации. Однако качественное преодоление остального маршрута позволило им попасть в десятку.

Победительницей первой квалификации стала американская спортсменка Биззи Мейден.

«Самое трудное на первом маршруте — найти баланс между скоростью и аккуратностью. Нужно хорошо проанализировать, можно ли рисковать и брать штурмом такие огромные препятствия. Если же вовсе отказаться от риска, то точно не получишь результат, ради которого ты сюда приехал», - рассказала победительница. Биззи уже становилась обладательницей Кубка Мира, и, в надежде повторить успех, спортсменка привезла во Францию двенадцатилетнего жеребца по кличке Брайтлинг. Судя по результатам первого маршрута — не прогадала. На 0,72 секунды и на одну позицию в итоговой таблице результатов от американки отстал Даниэль Дойссер. По словам всадника, маршрут не позволял «гнать» - спортсмены не форсировали лошадей, а это значило, что у четвероногих конкуристов осталось достаточно сил для второй квалификации. Тройку лидеров замкнул представитель США Девин Райн, выступавший на Эдди Блю.

Вторая квалификация — возможность исправить положение. Если спортсмены завершают маршрут и перепрыжку чисто, то у них есть шанс занять высокие позиции в рейтинге по двум квалификациям и пробиться в воскресный маршрут Гран-При, где и решается судьба титула. В Гран-При попадают 30 лучших всадников, и если бы Роже-Ив Бост, Симон Делестр и Жульен Эппайлар выступили не хуже, чем в четверг, а Кевин Стау пришел в себя и выступил лучше, то все представители Пятой Республики смогли бы войти в тридцатку. Однако в первую тройку они бы точно не пробились: в финальный маршрут спортсмены приходят с багажом штрафных очков, полученных в результате конвертации положительных баллов, заработанных на квалификациях. Самый высокий показатель превращается в «ноль», а отставание от лидера конвертируется в штраф. Разница в положительных баллах умножается на 0,5, а в случае неровного значения округление происходит в пользу всадника. Например, Роже-Ив Бост отстал от Биззи Мейден на 17 очков по итогам двух квалификаций, и ему начислили восемь штрафных очков. Соответственно, всем спортсменам нужно стараться с самого первого прыжка первой квалификации, чтобы получить шанс на высокую позицию на последнем прыжке второго гита маршрута Гран-При

Вероятно, если бы этот обзор писался два года назад, можно было подумать, что французские всадники услышали слова о том, что надо «поднажать».
Второй маршрут Финала Кубка Мира проводится по таблице «А» с перепрыжкой. Порядок старта спортсменов определяется тем, на какой позиции они остались по итогам первой квалификации, результаты располагаются в порядке от худшего к лучшему. Кевин Стау стартовал четвертым и смог практически полностью реабилитироваться после провала первого дня, оформив первый ноль на маршруте. Через несколько минут Симон Делестр повторил успех соотечественника и также завершил маршрут без ошибок. Вот теперь у французских всадников появилась робкая надежда отыграть позиции, хотя на самом деле поднять имена спортсменов на вершину рейтинга могло бы только чудо, или полный провал лидеров первой квалификации. Всего в перепрыжку попали девять участников, среди которых не оказалось Даниэля Дойссера и Корнета Де Амур: немецкий дуэт завершил выступление с 14 штрафными очками и в итоге занял 33-е место. А Девина Райна и еще шестерых спортсменов от попадания в перепрыжку отделило одно штрафное очко. Среди тех, кто остался с одним штрафом, был и Роже-Ив Бост. Спортсмен показал практически идеальную стабильность — в этот раз он занял 13-е место. Жульен Эппайлард ухудшил результат первого дня, получил восемь штрафов на основном маршруте и занял 23-е место.

У французской публики оставалась надежда на Симона Делестра и Кевина Стау. Кевин открывал укороченный маршрут, и на его результат ориентировались соперники. Итогом стало чистое прохождение перепрыжки за 36,87. Французская публика отдыхала в течение 37,02 секунды — именно столько понадобилось американке Джемми Бардж, чтобы завершить перепрыжку чисто. Затем в игру ворвался Симон Делестр. Резко, быстро и рискованно — толпа замерла в радостном ожидании того, что Симон улучшит результат соотечественника и закрепит французский флаг над остальными... А затем взорвалась вздохом досады, когда жердь последнего препятствия упала на землю. После Симона Делестра на поле вышел голландский всадник Гарри Смолдерс. 33,44 — чисто. С этим результатом смирились все, кроме Биззи Мейден. Неугомонная американская всадница выступавшая последней, улучшила время голландского всадника на 22 сотых секунды и отпраздновала вторую победу в Квалификации Кубка Мира 2018 года. Замкнул тройку лидеров Хенрик Фон Эккерман.

Можно ли слезами болельщиков посолить луковый суп? Не знаем, на сколько это изменит вкус традиционного блюда, скажем лишь одно: итоги второй квалификации не подарили посетителям стадиона «Аккорхотелс Арена» поводов для ликования. Несмотря на то, что все четыре спортсмена пробились в финал, их позиции оставили желать лучшего. Жульен Эппайлар заработал 22 штрафных очка после конвертации положительных баллов, Кевину Стау досталось 19. Роже-Ив Бост и Симон Делестр получили по 13 и 12 баллов соответственно. Лидерскую позицию занимала Биззи Мейден, которая и вошла в Финал «чистой». На второй строчке располагался Хенрик фон Эккерман, на третьей — Девин Райн.

Воскресенье – самый тяжелый, ожидаемый и торжественный день. Впереди – двухгитовой маршрут с высотой препятствий 160 см. В первый гит попадают 30 участников, во второй – 20. Всего в финальном маршруте разыгрывается 16 призовых мест с общим денежным вознаграждением 670 000 евро.

В первом гите Сантьяго Варела установил 12 препятствий, через которые спортсменам предстояло совершить 15 прыжков. Особый акцент – на системах. Верхняя планка чухонца на входе в двойную систему – белая доска, затем широкий темп галопа на оксер. Затем проезд по дуге с брусьев Longines на девятую тройную систему. Многие предпочитали сделать шесть аккуратных галопов вместо пяти, чтобы не влетать в тройную систему, но эта тактика не всегда срабатывала. То и дело лошади сбивали заднюю жердь оксера на входе или «сбривали» второй чухонец.

Француз Кевин Стау попался в оба капкана испанского курс-дизайнера: в первой системе его жеребцу Сильвер Ду Де Виртон не хватило мощности, чтобы перелететь через оксер на выходе, а на тройной системе лошадь сбила фартуком заднюю жердь брусьев на входе. К 21 штрафному баллу прибавилось еще восемь, и спортсмен остановился в шаге от второго гита Гран-При Финала Кубка Мира.

Для Симона Делестра дела сложились отнюдь не лучше, закидка на втором препятствии сбила тонкие настройки и на протяжении оставшегося маршрута Симон снимал лошадь с хлыста почти перед каждым высотно-широтным барьером. Разлад в работе пары привез не только штраф за закидку, но и повалы на обеих системах. Единственный, кто смог бы поднять боевой дух публики – Роже-Ив Бост. И ему это действительно удалось: Бости четко сработал в двойной системе, активно поддержав движение лошади буквально в полете над первым препятствием комбинации и сократил перед вторым чухонцем во второй системе.

Итог – лишь одно французское имя в списке участников второго гита Финала Кубка Мира 2018 года.
Без штрафных очков первый гит преодолели девять пар, в числе которых и тройка лидеров первых квалификаций – Биззи Мейден, Девин Райн и Хенрик фон Эккерман.

Во второй половине Гран-При ни одному из двадцати участников не удалось бы расслабиться. Снова от спортсменов требовалась абсолютная концентрация, идеальный баланс, гибкость и превосходный ритм на протяжении всего маршрута из 13 препятствий. Чаще всего грохот жердей раздавался возле яркого восьмого ливерпуля, расположенного на короткой стенке рядом с выходом, и на оксере на входе в девятую систему.

В первом гите курс-дизайнеру Сантьяго Варела не удалось обмануть опытнейшего Бости хитросплетениями маршрута, а во втором спортсмен все же попался в каждую из ловушек: в повороте на препятствие с канавой Сангрия ду Коти потеряла импульс, что и привело к череде неудач. Итог – 20 штрафных очков в трех маршрутах и 13-е место. Так французские всадники в очередной раз не стали обладателями Кубка Мира.

Самая интересная борьба разгоралась буквально в последние минуты Финала Кубка Мира 2018 года. Третий с конца в стартовом протоколе – американец Девин Райн подошел к финальному маршруту с шестью штрафными очками, его ближайший конкурент – Хенрик фон Эккерман – с четырьмя. Райн завершил маршрут без повалов, а это значило, что третье место было у него в кармане. А если бы Эккерман совершил повал, а Мейден не выдержала напряжения и сделала два… Единственное, на что мог рассчитывать всадник после своего отличного выступления – это удача. И она сработала! Хенрик фон Эккерман выбрал очень активный темп, и лишний импульс в первом проезде привел к повалу на втором препятствии. Так Давин переместился на вторую строчку турнирной таблицы и стал ждать финального выступления Биззи Мейден, снова надеясь на удачу… Но два раза подряд Фортуна сработать не могла: Элизабет Мейден без ошибок прошла маршрут второго гита и заработала второй титул чемпиона Мира.

Юбилейный титул достался представителям Соединенных Штатов, толпа не послушала «Марсельезу», французы уехали практически ни с чем. Как бы то ни было, в этой стране продолжают любить конный спорт и поддерживать спортсменов на трибунах. Представители Пятой республики продолжают трудиться, побеждать и приезжать на этапы и Финалы Кубка Мира.