Подготовка всадника сродни приготовлению… стейка

02 Сентября 2020 в 10:38

Участник Олимпийских игр, член легендарной команды Франции, в состав которой входили Пьер Дюран и Мишель Робер, тренер  и составитель маршрутов Фредерик Коттье объясняет, почему курс-дизайн – дело неблагодарное, рассказывает истории успеха и делится рецептом того, как превратить страну, далекую от большого спорта, в успешного игрока конноспортивной арены.

MAXIMA PARK: Фредерик, расскажите, как курс-дизайнеры пережили пандемию?

Фредерик Коттье: Турниры начались только в конце весны, все остальное время у курс-дизайнеров не было работы. Да и первое время после снятия полного запрета на проведение соревнований было не просто – проводились только национальные и региональные турниры. У меня ситуация была более благоприятной: я не только строю маршруты, но и тренирую и продаю лошадей, так что я продолжал зарабатывать.

Когда всадники международного уровня – спортсмены, выступавшие на Олимпийских играх и Чемпионатах Мира, заканчивают спортивную карьеру, они чаще начитают практиковать тренерство, чем курс-дизайн, ведь это лучше оплачивается! Я знаю только трех успешных спортсменов, ставших курс-дизайнерами, притом я – один из них. Если вы крутитесь в конном спорте, то лучше заниматься обучением и подготовкой лошадей, чем работать составителем маршрутов.
Лично я строю только потому, что мне это приносит удовольствие.

МР: Но ведь нельзя просто начать строить маршруты, будучи даже успешным спортсменом. Как стать курс-дизайнером в Европе?

Ф.К.: В каждой стране система квалификаций разная, я не знаю, как она устроена в Италии, Германии или Швейцарии, расскажу про Францию. У нас есть четыре уровня подготовки курс-дизайнеров: 1 – муниципальный, 2 – региональный, 3 – национальный 4 – национальный «плюс». Во Франции около 250 специалистов в области построения маршрутов, и все они востребованы.

Коттье.jpg

Только представьте, во Франции - 700 000 конников, и половина из них выступает. Каждую неделю в стране проходит как минимум десять соревнований по всей стране. Мы проводим десять пятизвездочных турниров в год, и посоревноваться с нами в насыщенности конноспортивной жизни может только Германия. Конечно, в турнирный сезон профессия курс-дизайнера очень востребована. Но я говорю о реалиях, в которых работаю я. Например, в России и многих других странах, далеких от лидирующих позиций в конном спорте, ситуация обстоит иначе. У вас есть два центра конноспортивной цивилизации – Москва и Санкт-Петербург. И, признаться, я не верю, что во Владивостоке или Челябинске регулярно проводятся соревнования с высотами препятствий хотя бы 140 см. Сравните цифры и поймите, что в Европе спрос на профессии в области конного спорта значительно выше, соответственно, и требования жестче. От того, как устроена система конного бизнеса в стране, зависит работа каждого ее элемента.

Я долго работал в Турции, тренируя национальную команду. В этой стране существует один национальный уровень курс-дизайнеров. Затем они посещают семинар FEI и сразу превращаются в специалистов международной категории. Это очень отличается от того, к чему привык я и мои европейские коллеги. В России тоже есть свои правила. Я не хочу сравнивать и говорить, что что-то хорошо, другое - плохо. Каждому – свое.

МР: Вы уже сказали о некоторых различиях между российскими и европейскими конноспортивными реалиями. А что вы можете сказать о российских спортсменах? Ведь вы приезжали в Россию с мастер-классом.

Ф.К.: Между российскими и Европейскими всадниками очень большая разница. Я считаю, что если в России хотят поднять качество конного спорта, то нужно выстраивать план на долгосрочную перспективу. И ставку надо делать на детей и юношей.

Сформировавшиеся спортсмены не готовы меняться, их невозможно переделать. У меня сложилось впечатление, что взрослые всадники комфортно чувствуют себя в условиях, которые они создали для себя на своей территории. Они не готовы тратить время на работу, они предпочитают быть звездами в своей стране, нежели приезжать в Европу и встречаться лицом к лицу с реальной конкуренцией.

Точно такую же ситуацию я наблюдал, работая в Турции. Я начал тренировать взрослых спортсменов, но это не привело к положительному результату. Трудно меняться, когда все схвачено! И я это понимаю. Когда ты – звезда, трудно снова садиться за парту и становиться чьим-то учеником.

В то время юноши в Турции  прыгали 120-125 см на национальном чемпионате. Дети… этой категории не существовало вовсе. Тогда было принято решение поднять уровень детского спорта.  Через пять лет моей  работы в национальной команде  было восемь спортсменов категории «Юноши», стабильно завершающих прохождение маршрутов  140 см «нулем». Команда заняла пятое место на Чемпионате Европы в Португалии, а Дерин Димерсои занял второе место в индивидуальном зачете.

Как бы то ни было – чтобы изменить спорт в стране, надо начать с детей и юношей. Это применимо ко всем странам, в особенности к таким, как Россия – весьма далеким от большого спорта. Переучить состоявшегося спортсмена невозможно, даже если поместить его в европейские условия и дать отличную лошадь. Это все равно, что готовить стейк! Вы можете поменять соус, добавить перец или соль… Но сам кусок мяса изменить нельзя.  Взрослые не настолько открыты, как молодые спортсмены. 

Ф. Коттье.jpg

Пять лет назад я закончил работу с турецкой командой. Мне жаль, потому что мы начали показывать хорошие результаты. И Турция – единственная из ранее отстающих стран, которая действительно смогла подняться. Другие страны восточной Европы далеки от большого спорта.

Если начинать с молодых всадников… То сначала все упрется в стоимость лошади. Но начинать с детей – единственный способ поднять качество спорта в стране. Это – мое мнение.

МР: А сколько должна стоить хорошая лошадь?

Ф.К.: Маршруты становятся все сложнее и техничнее, лошади должны быть сильнее и аккуратнее. Цена на лошадь, способную претендовать на место в Олимпийской сборной, начнется от 5-7 миллионов евро.

Заводчики пока не могут сделать так, чтобы 100 % лошадей соответствовали современным требованиям большого конкура, и поэтому спрос на рынке сильно превышает предложение. И поэтому цена растет! Не стоит забывать и об очень состоятельных покупателях, например, из Китая или арабских стран. Если приходит покупатель, способный заплатить больше, общий уровень цен чутко на это реагирует.

Я работаю с мексиканскими всадниками. Вся команда – спортсмены-любители, которые готовы потратить на приобретение лошади 1-2 миллиона евро, поэтому они не вступают по высотам более 145 см. Мексиканские всадники талантливы, способные обыгрывать американцев или канадцев – они делали это на играх в Калгари или на крупных турнирах в США. Но у них нет лошадей, которые прыгают 160 см, поэтому Мексика не может конкурировать на соревнованиях топ-уровня.

МР: Вы говорите о том, что конный спорт меняется, маршруты становятся сложнее. Как вы считаете, смогли бы лошади, выступавшие в ваши времена, быть конкурентоспособными сегодня?

Ф.К.: Конечно, все меняется: конфигурация барьеров, качество маршрутов, схемы. Но по большому счету все осталось прежним, и лошадь, которая была успешна 30 лет назад, показала бы класс и сегодня. Жапплу, Калипсо, Дайстер… Они бы показали класс и современным топ-лошадям. Ведь также ставят маршруты 160 см и 170 см, разве что колобашки плоским стали.

Коттье1.jpg


Плавно от темы курс-дизайна мы перешли к более глобальным проблемам. Увы, одного Фредерика не хватит для того, чтобы помочь совершенствоваться каждому, однако, слова, которые он произнес в беседе с нами, советы, которые он дает на мастер-классах, наверняка засядут в мысли кому-то из спортсменов, тренеров или функционеров. И даже если эта помощь не повлияет на уровень спорта в целом, она может дать толчок к развитию одной спортивной пары. Надеемся, что правильные слова долетят до своего адресата и принесут пользу.

Беседовала Анна Мельникова

Выражаем благодарность Светлане Дудиной за помощь в организации интервью.