Horse Expert. «История о трёх самых сложных лошадях в моей практике» - Tik Maynard

14 Апреля 2021 в 14:23

Tik Maynard - троеборец из Канады, адепт natural horsemanship, потомственный конник.
Он поделился практическими знаниями о работе с сложными лошадьми.

«За последние годы я могу выделить три лошади, в работе с которыми мне пришлось очень непросто. У каждой из них были серьёзные поведенческие проблемы, с которыми их всадники пытались бороться, но, к сожалению, безрезультатно.

Я думаю, что больше всего читателей шокирует то, сколько времени я потратил на работу с каждой их этих лошадей. Обычно, когда речь заходит о нервных, беспокойных лошадях или лошадях с проблемным поведением, очевидно, что речь идёт о месяцах, а может и о годе работы. Их ведь надо полностью переделать, а исправление лошади обычно занимает гораздо больше времени, чем изначальное обучение с нуля.

Во всех трёх случаях сначала я пытался поработать с владельцами или всадниками этих лошадей. Но результата это не дало по нескольким причинам: частично из-за того, что, работая с подобными лошадьми, нужно спокойно относиться к тому, что у вас ничего не получается в течение нескольких недель или даже месяцев, при этом надо сохранять уверенность в эффективности своего плана. Но день за днём, не видя никакого результата, можно потерять эту уверенность. Также надо уверенно чувствовать себя верхом и продолжать следовать намеченному плану, даже когда вам некомфортно. И наконец, надо уметь быстро переключаться и менять свою езду в зависимости от реакции лошади на ваши команды.

Лошадь 1: Carolina

Поведение: Кобыла начинала свечить у стартовых створов, затем останавливалась и опять свечила между 1 и 2 барьером. Она делала это и дома, но чаще на соревнованиях. Эта лошадь была в тренинге у моей жены Sinead, и как-то раз кобыла сбросила одного из наших людей здесь - дома - и галопом понеслась в конюшню, затем поскользнулась на цементе - в общем, это был ужас. Когда всадника спросили, что произошло, он сказал: «Хрустнула веточка, и это ее завело». Всадник так и не понял, почему такая безобидная вещь могла ее спровоцировать. Вы спросите, пришлось ли мне приучать ее к веточкам или к неожиданным звукам? Но, как я отвечаю на моем мастер-классе, тут дело не в веточке, веточка в данном случае так же виновата, как и соломинка, которой якобы сломали спину верблюду.

Просто она не принимала седло, железо, человека, ветер, всю ситуацию. На самом деле она не принимала на себе всадника. Все эти вещи ее раздражали. И вот все это накопилось в ней, и веточка стала последней каплей.

Процесс работы: я начал с работы в руках. Я одевал на неё 6-метровую корду и работал с ней в руках в течение пары недель перед тем, как сесть верхом. Но она вела себя так, как будто я не садился на неё 2-3 месяца. Один из способов, которым она пыталась избавиться от давления, было внезапное ускорение. А если резко попытаться сократить ее, она останавливалась как вкопанная.

Мне потребовался где-то год на то, чтобы никто (кроме меня) не заподозрил, что она была очень нервная.

Результат: Она вышла на уровень CSI2*. Я думаю, она пошла бы и дальше, но ей это было бы тяжело чисто физически.

Есть ещё один момент, который очень радует меня. У ее владельцев, у которых она сейчас находится в матках, есть маленький ребёнок, который обожает гладить ее по носу. Когда она попала ко мне, она терпеть не могла, когда прикасались к ее морде. И каждый раз, когда я заходил к ней в денник, абсолютно каждый раз, я брал ее за недоуздок и почесывал ее между глаз, а после этого угощал чем-нибудь. И это ни с чем не сравнимое чувство - знать, что результат твоей работы делает счастливым ребёнка, даже если лошадь не дошла до уровня Advanced.

Лошадь 2: Larry

Поведение: на этой лошади выступал талантливый троеборный всадник Zachary Brandt, но с переходом на уровень Advanced у него возникли проблемы. Вот что рассказал Zachary: «В начале 2017 года он был в прекрасной форме и мог без проблем перейти на уровень Advanced. Но несмотря на то, что Larry мог легко перейти на этот уровень, у него был очень печальный опыт на его первом турнире CIC3* на конкурном маршруте, после которого он потерял уверенность. Его боевой дух полностью исчез. К августу того же года это привело к тому, что однажды мне пришлось возвращаться в конюшню после неудачной попытки старта на уровне Advanced на турнире Millbrook Horse Trials. Он резко начал свечить и козлить, и я так и не смог добиться от него подчинения».

Процесс работы: в работе с Larry я установил четкие границы. В отличие от Carolina он начинал свечить гораздо быстрее, когда ему что-то не нравилось, и у него это превратилось уже в дурную привычку. Самое сложное в работе с такими лошадьми - не проявлять излишнюю жёсткость. Важно после жёсткого требования выполнить какую-либо команду уметь смягчаться и дальше действовать мягко и расслабленно, как будто ничего не произошло. Вы можете обзывать лошадь упёртым бараном, но это вам никак не поможет.

Целых 3 недели я работал его в руках, но потом дело пошло намного быстрее, чем с Carolina. То ли причина в том, что он быстрее все схватывал, то ли благодаря Carolina я научился чему-то, не могу точно сказать.

Результат: я выступал с Larry на турнирах CSI2*.

Лошадь 3: Hutchy

Поведение: Hutchy работала Liz Lund (владельцем была Heidi Kelly), и на тренировках он начал крутиться, козлить и свечить.

Liz рассказывала: «После того, как мы приобрели Hutchy, я немного поработала и повыступала на нем на уровне Prelim, и он показывал отличные результаты. Но во время моего последнего выступления на уровне Prelim в 2016 году, незадолго до того, как я решила немного опустить планку в его тренинге, чтобы мы могли завершить сезон на положительной ноте, что-то произошло, пока я ждала своей очереди выйти на боевое поле во время турнира. Мы хорошо размялись и стояли около выхода на боевое поле, и вдруг я почувствовала, что сижу на совершенно другой лошади. Это трудно описать: он всегда был расслабленный и простой в управлении и никогда не был напряженным или непослушным.

Мы вышли на поле и хорошо проехали маршрут, но потом, когда мы привезли его домой, он стал очень пугливым: он пугался в углах, у выхода с поля, на прыжках... Я как-то справлялась с этим, но потом, на одном из тренировочных заездов по кроссу, мне очень тяжело дались первые 15 из 18 препятствий, после которых он вдруг резко понёс меня, и я улетела с него. Мне разрешили снова сесть в седло, и мы все-таки финишировали. После возвращения домой я ещё трижды падала с него, потому что он козлил. Потом он начал ещё и свечить, потому что я научилась держаться в седле, когда он козлил. Я поработала с тренером, но это не помогло.

Мне его дал в работу Tik в январе 2019. И я внезапно поняла, что больше не хочу садиться на него. Мы поговорили с Tik, он забрал его в январе 2020».

Процесс работы: этот конь был чем-то средним между Carolina и Larry. Он был очень нервный, и у него уже укоренилось нежелательное поведение. Первые три месяца он пытался козлить и свечить пару раз в месяц, потом перешёл на раз в месяц. Один раз я упал с него во время разминки на турнире в Stable View, потому что я не смог оценить, насколько он взволнован. После этого случая я стал лучше понимать его, а он осознал, что его попытки избавиться от меня ни к чему не приведут. Я работал его в руках и под седлом для укрепления его уверенности и нейтрализации нервозности.

Итог: Hutchie молодец, недавно он выступил на своём первом двухзвездочном турнире. Иногда он все же пытается скинуть меня, но сейчас это редко приходит ему в голову. И делает он это не в полную силу. Частично из-за того, что он стал более расслаблен, частично потому что я все равно не падаю, он начал вести себя нейтрально. Плохое поведение перестало его мотивировать.

В целом, при работе с каждой из этих лошадей у меня был общий план:

1. Я делаю шаг назад настолько, насколько это необходимо.

Обычно если всадники выступают на уровне prelim, то они считают, что и работать лошадей надо на этом уровне, они не хотят опускаться ниже на тренировках. Однако в большинстве случаев проблему надо решать на более простом уровне, на низшей высоте, на более медленной скорости. Я совершенно спокойно опускаюсь ниже: настолько, насколько необходимо - даже если для этого мне приходится не садиться на лошадь долгое время и работать ее с земли.

2. Я не спешу и работаю над решением проблемы столько времени, сколько необходимо.

Я так поступаю, потому что имею дело со спортивными лошадьми, у которых есть потенциал. Мне нравится обучать, преодолевать трудности, и я хочу помочь лошади.

Мой совет молодым всадникам: если вы не можете вложить большие средства в покупку дорогой лошади, научитесь исправлять проблемных лошадей - это ваш шанс выступать на хороших лошадях и при этом приобрести бесценный опыт. Чем больше вы знаете, тем безопаснее становится для вас этот процесс, но, конечно, определенный риск остаётся всегда.

3. Я создаю черно-белый мир для обучения этих лошадей.

90% времени я очень мягко обращаюсь с этими лошадьми, потому что им необходим положительный опыт, чтобы они хотели работать. Я даю им вкусняшки, позволяю отдохнуть и очень мягко работаю их. Но 10% времени я веду себя очень жестко, по сравнению с их прошлым опытом - намного жёстче. Другими словами, я создаю резкий контраст, чтобы они четко понимали чего именно я хочу от них добиться.

Часто лошади переходят границы дозволенного, просто потому что они не понимают, где эти границы находятся. Иногда они делают это от страха или нервозности, иногда это проявление агрессии, а иногда - дурная привычка (иными словами, их просто научили делать «неправильные вещи» вместо «правильных вещей»). Иногда вы видите людей, которые умеют исправлять лошадей, во время этих 10% времени жесткой работы и начинаете думать, что так надо работать все время. Но ведь большинство людей не замечает, как мягко я работаю в 90% остального времени.

По сути, нужно выработать новые рефлексы у таких лошадей. И помните о том, что лошади могут понимать, чего от них хотят, но это не значит, что им легко это сделать. Впрочем, как и мы. Вы можете легко сделать что-то правой рукой, но сделать то же самое левой так же легко - вам не под силу, хотя вы и понимаете, как это делается. У лошадей это проявляется сопротивлением, и с каждым разом сопротивление перерастает в дурную привычку.

Подведу итоги: вам потребуется время, терпение и упорная работа для исправления таких лошадей. Но если вы справитесь, вы получите поистине бесценный опыт.

Больше новостей и статей о конном спорте ищите на сайте www.horseexpert.ru