Дело в каске

24 Марта 2020 в 15:16

С 2021 первого года выездка переходит на бесцилиндровый режим. Что это значит? А то, что изящные шляпы перекочуют из конных магазинов в аутлеты или лягут на полки, как память о прошедших турнирах.

Рынок головных уборов заполнят шлемы. Сегодня жесткая защита головы – не только безопасность, это мода. Производители бьются за потребителя, вводя в модельный ряд новые формы. Сегодня всадник может сам создать дизайн шлема в конфигураторе, придумать цветовое решение и дополнить каску любыми украшениями – будь то цветная кромка или вставка из малахита.

Мода – модой, но о главном предназначении каски – защите головы от удара во время падения, забывать не стоит. И в этом направлении производители головных уборов тоже продвинулись далеко вперед. О новых технологиях, надежности и стиле – в нашем обзоре.

Факторы безопасности

Основные защитные характеристики головных уборов для верховой езды  – ударопрочность и стабильное положение на голове – каска не должна болтаться. При разработке дизайна шлема производители думают о том, что козырек не должен мешать обзору и возможности всадника оценить обстановку во время езды.  А еще шлемы поделены на сектора, для каждого из которых предусмотрены разные  защитные характеристики. Производителям нужно быть гибкими и изобретательными, чтобы и удовлетворить желания покупателей, и выполнить обязательные требования к защитной экипировке. Какие стандарты установлены для головных уборов, и на какие эмблемы и наклейки стоит обратить внимание при покупке каски?

Знаки качества

Знак качества – это хорошо. Наличие у производителя  подобных сертификатов  означает, что он провел определенные испытания изделий, и те получили положительную оценку у экспертной комиссии. Сертификаты имеют сроки действия, по истечении которого нужно проходить процедуру проверки заново. Это заставляет производителей держать качество продукции на высоком уровне все время.  

Существует несколько независимых организаций, регулирующих качество шлемов.

Знак Kitemark – универсален для многих видов продукции. Принадлежит Британскому Институту Стандартизации и указывает на то, что производитель регулярно проводит тестирование продукции случайных образцов. Сегодня знак BSI Kitemark используется на сотнях продуктов, от крышек люков и кодовых замков до огнетушителей и шлемов для верховой езды.

kitermark.jpg

Знак ASTM/SEI – желанная наклейка для производителей шлемов. Система сертификации разработана Американской общественной организацией тестирования и разработки материалов. Миссия организации – способствовать безопасности жизнедеятельности и здоровья посредством контроля качества товаров. 


astm.png


Для получения знака качества SEI шлемы для верховой езды должны пройти несколько испытаний.  Первое – шлем бросают на острый край наковальни. Этот тест имитирует падение всадника на камень или удар копытом. Специальные сенсоры измеряют воздействие силы удара  на голову. Ели воздействие превышает 300 g, шлем не пригоден для использования. 

Также проводятся испытания на надежность застежек и креплений. Шлем надевают на манекен, вес которого приближен к массе тела человека. Затем снова создается имитация падения с лошади. Шлем должен сохранить первоначальное положение на голове подопытного. 

Головные уборы проходят испытания морозом, жарой и вымачиванием. Сначала шлем охлаждают до температуры минус 20 градусов, затем нагревается до +120 и затем погружается под воду на сутки.  Если изделие сохраняет защитные свойства, а ремни все так же стабильно удерживают каску на голове, продукт получит сертификат ASTM/SEI. 

Стандарты безопасности

Все шлемы, которые появляются на прилавках магазинов, должны соответствовать одному из множества стандартов безопасности.  Согласитесь, формулировка неточная, но все не так запутано. Стандарты разрабатываются экспертами из разных стран Евросоюза, требования пересматриваются раз в пять лет в случае, если не было зафиксировано нареканий на эффективность сертификата.

Один из главных знаков, на который следует обратить внимание – СЕ. По своей сути СЕ не является ни знаком качества, ни стандартом.  Отметка СЕ наносится на изделие, которое соответствует основным требованиям безопасности. Продукт должен пройти процедуру оценки соответствия требованиям качества. Маркировка CE указывает на то, что изделие не является вредным для здоровья потребителя, а также безвредно для окружающей среды. 

cc.jpg

К основным стандартам относятся стандарты EN, VGI, PAS, ASTM и многие другие. Признаться, смысла перечислять и описывать каждый нет. Общее в стандартах это то, что продукция проходит контроль на соответствие требованиям безопасности, отличия в том, что стандарты разрабатываются в разных странах и немного по-разному проводятся испытания. Так,   чтобы получить сертификат соответствия американскому стандарту Sell, продукция должна пройти тест «на подкову» - в институте выясняют, выдержит ли шлем удар копытом. Для того, чтобы убедится в безопасности езды по лесу и пересеченной местности, эксперты также проверяют шлемы на стойкость к ударам о корни и булыжники.

Будем честными. Мы редко задумываемся о том, каким стандартам соответствует наша каска. Главный критерий выбора – комфорт и внешний вид. Дизайнеры стараются оформить технические решения так, чтобы вам нравилось, как вы выглядите на фото в шлеме.

Что же прячут производители под корпус каски?

Подкладка находится ближе всего к голове, и ее главные задачи – создавать комфорт и препятствовать смещению каски во время движения.

EPS - пена из пенополистирола,  заполняющая практически все пространство между внешним слоем и подкладкой. Наполнитель поглощает силу удара и уменьшает риск сотрясения мозга. После удара частицы пены не подлежат восстановлению, а это значит, что после серьезного падения нужно менять каску, даже если нет видимых внешних повреждений.


ckjq.jpeg

 
Жесткий слой – оболочка, которая чаще всего сделана из пластика или композитных материалов. Основная задача – защита от удара.

С каждым новым сезоном производители совершенствуют технологии и увеличивают надёжность продукции. Космические материалы, сложные технологии и большие инвестиции. Какие шлемы будут самыми безопасными в ближайшем будущем 

Что на поверхности

Внешний слой – самый прочный. На него приходится основная ударная нагрузка, и поэтому производители применяют нестандартные высокотехнологичные материалы, чтобы еще больше повысить уровень безопасности верховой езды. 

Одна из последних разработок принадлежит компании GPA. Производители используют  материалы и технологии, применяемые при создании защитной экипировки пилотов Формулы 1. Так, внешнее покрытие шлемов GPA серии Global Concept производятся из карбона. Материал широко используется в производстве экипировки, поэтому подробно останавливаться на углепластике необходимости нет. Напомним только, что это материал из переплетённых нитей углеродного волокна, очень прочный и легкий. 

 
IMG_6412.JPG


Средний слой – кевлар. Это тоже сплетение волокон, только арамидных.  Механические свойства материала делают его пригодным для изготовления средств индивидуальной бронезащиты: кевлар обладает значительной силой внутреннего трения, которая позволяет быстро рассеивать кинетическую энергию при столкновении, превращая её в тепловую.   

IMG_6413.JPG
 
Самый интересный слой – сотовый материал Nomex. Это сочетание метаарамидных, кевларовых и антистатических волокон. Благодаря своему составу, Nomex обладает постоянными защитными свойствами: высокой механической прочностью и термической стойкостью. GPA стали первыми, кто применил технологию в производстве шлемов для конного спорта. 

qweldjksfl.jpg

Провожают по уму

Спортсмен, занимающийся выездкой, должен держать в голове сразу несколько схем езд и  программы КЮРов, а конкуристы обязаны запоминать маршруты и держать их в голове до заключительного прыжка на турнире. Хранилище информации должно быть в безопасности.  Одна из новейших разработок для повышения защитных свойств шлемов – система MIPS. Дословно, название технологии переводится как Разнонаправленная система защиты от ударов. Основная задача системы – снизить вращательную нагрузку на мозг при ударах по касательной, и снизить риск повреждений и травм. Например, падение всадника с лошади, движущейся на активном галопе, приведет к сотрясению мозга, это происходит из-за того, что спинномозговая жидкость попадает в мозг. В таком случае в мозге скапливается слишком много жидкости, которая препятствует его нормальному функционированию.

IMG_6410.png
 
MIPS – технология скольжения. Смысл в том, что внутренняя оболочка шлема плотно прилегает к голове, повторяет движение кожи головы, когда как внешняя оболочка подвижна – она проворачивается при боковом ударе, а это значит, что мозг не почувствует воздействия и останется в безопасности. Технология MIPS основана на повторении созданной эволюцией естественной защиты мозга. Ткани мозга внутри черепной коробки защищены малоподвижной прослойкой спинномозговой жидкости, которая позволяет ему слегка скользить при ударе. Буквально повторяя этот прием, дополнительный слой MIPS® дает возможность внешней скорлупе шлема и его внутреннему вкладышу смещаться при угловом ударе относительно друг друга. Это позволяет рассеять большую часть энергии воздействия, которая в противном случае передается мозгу. Простая и очень эффективная система MIPS® дополняет собственную защиту мозга, обеспечивая в сумме более высокий уровень защиты и дополнительный элемент безопасности шлему.

Система представляет собой легкую конструкцию из узких пластин, которая располагается между мягкой подложкой, под абсорбирующей пенкой,  и жёстким внешним каркасом.  При касательном ударе верхний слой сдвинется на 10-15 мм под действием ударной силы, тем самым снизится нагрузка на амортизационные материалы и в итоге на мозг. 

IMG_6411.png

Технология начала разрабатываться еще в 1995 году, но по каким-то причинам не была выведена на рынок. По словам разработчиков, раньше больше внимания уделялось не внутренним, скрытым повреждениям, а внешним. И когда спортсмены стали обращаться с травмами мозга, эксперты забили тревогу. Выяснилось, что все тесты шлемов проводились на прямое воздействие. Кора может удерживать большую внешнюю нагрузку, но при этом не достаточно хорошо защищать мозг от колебаний и сотрясения.

В зависимости от типа шлема, подопытный образец сбрасывают с высоты 2, 3 -3,1 метра под углом 45 градусов, а затем снимают показатели с 9 сенсоров, установленных в модели головы. Разработчики дают гарантию на то, что шлемы с применением MIPS на 10% снижают силу бокового воздействия на голову. Однако все инциденты разные, люди также отличаются по своей анатомии – а шлемы – по конструкции. И в зависимости от модели головного убора, испытания показывали снижение нагрузки до 60%.

Первыми производителями шлемов для конного спорта, применившими MIPS в продукции, стал британский бренд CHARLES OWEN. Производитель говорит о том,  что цель применения – улучшить уже существующую защиту. MIPS не отменяет необходимости продолжать работать над качеством внешнего слоя и улучшать сопротивление прямым ударам. Возможность снизить риск внутренних повреждений – еще один фактор, который поможет снизить риск травм на турнирах. 

Заключение

Как бы далеко не продвигались технологии и насколько глубокие исследования не проводили институты и производители, эффективность защиты будет нулевой, если спортсмены не будут надевать шлемы при работе с лошадью.

Пожалуйста, относитесь к своему здоровью и безопасности внимательно и ответственно и надевайте каску как на соревнованиях, так и на тренировках.