А был ли «мальчик»? Риноистерия-2019.

30 Октября 2019 в 17:33

В середине октября конное сообщество России, после появления в интернете ролика с несчастной лошадью, бившейся в конвульсиях, охватила настоящая «ринопаника»

В середине октября конное сообщество России, после появления в интернете ролика с несчастной лошадью, бившейся в конвульсиях, охватила настоящая «ринопаника». Видео, как следует из комментариев, характеризовало нервную форму ринопневмонии (как выяснилось потом случай произошел в Ростовской области и никакого отношения к ринопневмонии не имел в принципе). Градус нарастающей истерии подогрело сообщение на официальном сайте Федерации конного спорта России, где Ветеринарный комитет ФКСР обращал внимание «на факты выявления в октябре 2019 г. в ряде конных клубов Московской области и Новой Москвы лошадей с подозрением на респираторную вирусную инфекцию». Далее шло описание клинической картины и сообщение о том, что данное заболевание «распространяется в течение нескольких дней на большую часть поголовья конюшни», а также призыв «остановить въезды и выезды лошадей с территории конюшни» и рекомендация «воздержаться в ближайшие два месяца от выездов на соревнования, мастер-классы».

Всего этого оказалось достаточно для того, чтобы полностью парализовать соревновательный процесс в столице и ее окрестностях, испугать до полусмерти региональных всадников, собиравшихся на крупные турниры в столичный регион и посеять настоящую панику в рядах коневладельцев и владельцев конных клубов.
Интернет-пространство моментально наводнилось слухами о конюшнях, где заболело за пару дней все поголовье, даже сообщались факты падежа лошадей. Причем названия КСК, где свирепствует инфекция, назывались самые разные. Владельцы многих клубов, попавших в число неблагополучных с легкой руки интернет-кликуш, с удивлением узнавали из Интернета, что у них якобы болеют лошади. Потом они спешно отписывались на форумах, сообщали о благополучности своих КСК по инфекциям и число «подозреваемых» таяло на глазах. К концу второй недели паника начала стихать и мы решили все-таки выяснить у непосредственных «участников» процесса, была ли эпидемия и верны ли цифры, о 50% заболеваемости поголовья на конюшнях?

Начкон КСК «Ждановское подворье» Юлия Давыдова:

​«В «Ждановское подворье» вернулся жеребец, выступавший на соревнованиях в MAXIMA STABLES. Так как на турнире присутствовало большое количество лошадей из разных клубов, нами было принято решение поставить вернувшегося жеребца в карантинную конюшню. Там он в течение недели находился полностью изолированный от других лошадей, у него был свой инвентарь, а роль конюха была возложена на работающего с ним спортсмена, чтобы через штатных конюхов возможная инфекция не попала в основную конюшню.​​​​ По итогам наблюдения в течение карантина никаких признаков заболевания выявлено не было.
Всем желающим, по назначениям ветврачей, были сделаны курсы имуномодуляторов (имуннофана или азоксивета) при поддержке комплексных витаминов. Однако один конь выдал высокую температуру именно на курс имуннофана. Благо температура держалась лишь несколько часов и после того, как ее сбили, больше не поднималась, а прочие клинические признаки полностью отсутствовали изначально. Эта лошадь также сразу же была помещена в полностью изолированную карантинную конюшню и наблюдалась несколько дней».

Андрей Белозеров, мастер спорта (КСК «Алин Мак»):

«У нас болели одна-две головы. Продержалась температура один-два дня и более не поднималась. Приезжали врачи, смотрели лошадей, выборочно меряли температуру. У других лошадей не нашли увеличения температуры или каких-либо других симптомов. Я сам слышал, что из более чем 70 лошадей у нас в КСК, якобы, болеют 40 голов, но у нас ничего подобного не было. Я одного коня с аллергией возил к ветврачу Виктории Аликперовой и потом написали в интернете, что я привез оттуда какую-то заразу и с этого все началось. Но это я вообще никак не могу прокомментировать… Вирусы – вполне обыденная история для осени. Несколько голов в конюшнях могут затемпературить в это время года.
Года три назад была такая же история про «Максиму». Тогда говорили, что там также чуть ли не половина лошадей болеет, а часть, вообще при смерти. Тем не менее все ездили, прыгали и, к слову, никто никакую заразу никуда не привез, хотя турниры и не отменяли. Значит и не было ничего. Все это раздувается, что тогда, что сейчас, но зачем я не знаю».

Официальный представитель конюшни в Мостовском, где по словам интернет-сообщества заболеваемость поголовья достигла более чем 50% также не подтвердила такие цифры. Из порядка 70 лошадей, по ее словам, болели «несколько голов». Но эта ситуация ничем не отличалась от других годов, когда осенью температурят некоторые лошади. Наличие эпидемии она не подтвердила. «Обычно осенью болеет от 5 до 10 лошадей, а эпидемия – это когда вся конюшня болеет. Такого у нас не было! Кроме того, у нас на конюшне привиты все лошади. А те несколько случаев – температура, сопли – за три дня применения кобактана были купированы».

В КСК «Награда» – еще одном клубе, фигурировавшем среди неблагополучных – от комментариев отказались, объяснив это тем, что «эпидемии не было, нас не волнует то, что про нас говорят и пишут в Интернете и у вас тоже болеют лошади, но мы же у вас не спрашиваем об этом».

Виктория Аликперова, ветеринарный врач, часто бывающий на данных конюшнях:

«Болели лошади в «Мостовском», «Награде» и в «Алин Маке» (Подушкино). Симптомы – высокая температура, сопли и кашель. Быстрое распространение и такое же быстрое спадение симптомов. Что это было – никто не проверял: владельцы лошадей не были в этом заинтересованы. Просто было понятно, что это вирусная инфекция. А какая – разницы нет. Ринопневмония, грипп или еще какая-то зараза вирусного происхождения – я не знаю. По симптомам – вирусная инфекция. В настоящий момент на тех конюшнях, о которых я говорю, уже больше двух недель все хорошо. На этих трех конюшнях не было никаких осложнений, падежа или неврологической картины».

«Если 50% поголовья болеют – это эпидемия или просто потемпературили? Как по-вашему?» – на вопрос о том «Была ли эпидемия?» ответила В.Аликперова. Также она подтвердила, что из разных конюшен МО ей периодически звонят владельцы и говорят, что у них затемпературила лошадь, но она не ездит к таким лошадям, чтобы не стать распространителем инфекции и ограничивается назначениями по телефону.

«С инфекцией справились витаминами, жаропонижающим и хорошим уходом. Если шла «вторая волна», то антибиотик Кабаксан. Байтрил и Пенбекс не работали во «вторую волну». В «первую волну» антибиотики не действовали вообще. Это говорит о том, что «первая волна» была – вирусная, а «вторая» – была вызвана бактериальной инфекцией», – прокомментировала ситуацию Виктория Аликперова.

Подытоживаем…

По словам ветеринарного врача, который лошадей не смотрел, чтобы не распространить инфекцию, эпидемия была и на вышеуказанных конюшнях – «Алин Мак», «Награда», «Мостовское» болело около 50% поголовья.

По информации же от представителей вышеуказанных КСК, на их базах болели «одна-две», «пять-десять» голов, что является абсолютной нормой в осенний период разгула инфекции и ни о какой эпидемии не может идти речь. Ведь если «загуглить» сам термин, то эпидемия – это массовое распространение инфекционного заболевания в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости. А в данном случае обычный уровень превышен не был…
По информации от начкона «Ждановского подворья», не упоминаемого доктором, но «задетого» в интернете во время всеобщей паники, также была выявлена одна голова с симптоматикой, прошедшей в течение одного дня.

По общему мнению многих опрошенных по данной проблеме, «никто не понял, что это было», но ситуация не выходила из под контроля и ничем не отличалась от предыдущих годов. Кроме того, исследования крови у большинства «подозрительного» поголовья не проводились и официальный диагноз ринопневмония ни одной из лошадей, в столичном регионе и области, поставлен не был.

Зато, благодаря этой ситуации многие лошади получили отдых от напряженного турнирного графика, а также витамины, подкормки и препараты, поддерживающие иммунную систему, что, в принципе, весьма не плохо в осенний период и о чем в другой ситуации они не могли даже мечтать.

А продавцы подкормок и препаратов смогли несколько повысить выручку и их в пору обвинять в заговоре, так как это все немного напоминает ситуацию, когда продавцы шуб прогнозируют холодную зиму, а продавцы кондиционеров – жаркое лето.
​​​​​​​
Ринопневмония, ты ли это?

Конечно, у некоторых владельцев, во время нарастания всеобщей паники, были идеи сдать кровь на анализ. Как говорится, лучше перестраховаться. И некоторые даже сдавали. Но как выяснилось, серологические исследования имеет смысл делать лишь через две недели после начала заболевания, когда в крови уже достаточное количество сформировавшихся антител. А метод ПЦР, который показывает именно наличие вируса, а не антитела, и поэтому доступен на более ранних сроках течения болезни, оказался также бессмысленным. Ибо точную картину он дает лишь через несколько дней после начала заболевания. А в первые дни болезни «да» – 100-процентно подтверждает наличие вируса в крови, а вот «нет» – может быть результатом как отсутствия инфекции в принципе, так и ее начальной стадией, когда вирус присутствует еще в очень малом количестве.​​​​​​​

О вакцинации…

Во время «риноистерии» опрошенные, причем как в МО, так и в других регионах, на вопрос о наличии у их лошадей прививок «грипп» и «ринопневмония», примерно в равных пропорция отвечали «да, привиты» и «нет, не привиты». К сожалению, не все даже спортивные лошади прививаются от ринопневмонии. А уж лошади «хобби-класса», вообще, почти поголовно игнорируют эту вакцинацию, прививаясь «на бумаге» и мотивируя это тем, что дорого, и все равно все болеют – и привитые, и не привитые. При этом все забывают, что вакцинация работает надежно при 90% привитой популяции. А когда привитых от силы треть, вирус действительно косит и привитых, и не привитых… Первые, правда, как правило, переболевают в более легкой форме.​​​​​​​

Учитывая такую плачевную ситуацию с вакцинацией как против ринопневмонии, так и против гриппа, впору осенью и весной, в период активного распространения острых респираторно-вирусных инфекций, делать перерывы в соревновательных календарях, чтобы потом не приходилось отменять старты и рушить планы спортсменов и организаторов. Так ведь гораздо проще будет локализовать инфекцию, если таковая появится, и тогда отдельные вспышки «не понятно чего» не превратятся в эпидемии, как реальные, так и сетевые...
Собственно, как и произошло сейчас, когда благодаря массовым отменам соревнований смертельно-опасное заболевание – риноистерия – не распространилось на всю страну через коневозки, соревновательные конюшни, инвентарь ковалей и воспаленную фантазию некоторых обывателей, а было локализовано на нескольких изначально заболевших конюшнях и в нескольких «ветках» на форумах и в социальных сетях.

Вместо заключения…

Считать ли полезной возникшую панику? Вопрос спорный. Думаете теперь все начнут планово прививаться целыми клубами? Не смешите.

Спросите почему? Потому что ринопневмония так и не подтвердилась, а что это, вообще, было и откуда взялось – никто ответить не смог. По сообщению Ветеринарного комитета ФКСР, опубликованного 29 октября 2019 г., «лабораторные исследования не проясняют нам точную причину прошедшей вспышки острой респираторной инфекции».

Более того, дальше указано, что «ситуация стабилизирована», да и в целом, время прошло, паника стихла, в этот раз пронесло, что деньги-то тратить?!

«Для предупреждения и профилактики в дальнейшем мы рекомендуем всем строго придерживаться правил вакцинации лошадей против гриппа, а также обсудить вопрос с руководителями клубов и ветеринарными врачами ваших хозяйств о включении вакцинации против ринопневмонии лошадей в план обязательных профилактических мероприятий», – наконец сообщает Ветеринарный комитет ФКСР. Неужели? Наконец-то!

Теперь рекомендует. После всей этой риноистерии октября. Конечно, осень-то, вместе с периодом ОРВИ, наступили неожиданно. Вот последние 200 лет ни об осени, ни об ОРВИ никто и слыхом не слыхивал, поэтому только сейчас зашевелились…

А если серьезно, то Ветеринарный комитет ФКСР не должен быть источником возникновения паники в принципе. Не тот это орган! А в этот раз так и получилось, потому что все было сделано как в том анекдоте, когда армянское радио два часа молчало, а потом объявило, что передачи для глухонемых окончены.

Если бы Ветеринарный комитет не молчал годами, а постоянно проводил правильную работу с коневладельцами и владельцами клубов, учил, рассказывал, объяснял, нёс, так сказать, образование в массы, не случилось бы у людей такой реакции на сообщение комитета. Людей обвинять нельзя, они поступили в соответствии с логикой: «если уж ТАМ написали, то спасайся, кто может!». А будь информационное общение постоянным – люди бы не паниковали, а прислушивались и по сложившейся годами привычке выполняли рекомендации. Не в авральном режиме и режиме паники, а регулярно.

Рассказывать про прививки и что может быть в случае их отсутствия нужно постоянно. Рекомендовать включить вакцинацию против ринопневмонии в план обязательных профилактических мероприятий, раз есть угрозы возникновения эпидемий, не тогда, когда все в панике закрылись в своих КСК и боятся к лошадям приближаться, чтобы не дай Бог ничего не перенести на себе, а заранее, на постоянной основе. Просвещать, обучать владельцев, давать рекомендации клубам, регулярно, а не раз в пятилетку.

Тогда бы у нас к осени 2019 года (ничем не отличающейся от осени 2018 г. или осени 2017 г., 2016 г., 2015 г.) была реально привита вся популяция (или хотя бы 90%) и заболевание в принципе не смогло бы распространиться (даже если бы была вероятность появления ринопневмонии). 90% лошадей, а не 30%, когда риск возникновения эпидемии не уменьшается, потому что болеть будут и привитые и не привитые.

Да и на законодательном уровне уже могли бы давно «обязаловку» по профилактике ринопневмонии ввести. Не только при въезде на соревнования в Москву, а во всех регионах. И подобная ситуация просто не произошла бы.

А сейчас прививка от ринопневмонии – не обязательна и ставится исключительно по желанию или как это красиво звучит «в соответствии с эпизоотической ситуацией в регионе».

И, возможно, в регионах многие хотели бы обезопаситься. Сделать прививку не только своему коню, а быть уверенными в том, что привито все поголовье на конюшне. Чтобы жить, выезжать на старты и не бояться. Но такое возможно только при внесении ринопневмонии в список обязательных прививок. К слову, взаимодействие с региональными ветеринарными станциями/инспекциями и прочими ветеринарными органами, в чьих руках введение обязательных противоэпизоотических мероприятий, а также лоббирование законодательного процесса, тоже работа Ветеринарного комитета ФКСР. Но это уже, совсем другая история…

Автор: Анна Бузыкина